Почему SEO не умрет? Не случится ли
такого, что останется только техническая оптимизация, а остальные SEO-работы просто станут качественным
интернет-маркетингом (SMM, управление репутацией, контент-маркетинг, коммерческие факторы)?
Андрей Кузьмичев, руководитель отдела поисковой
оптимизации и контент-маркетинга, Ozon.ru: Если сайты вдруг начнут
создаваться по рекомендациям поисковых систем
и здравого смысла, а веб-разработчики станут эти рекомендации учитывать,
то и техническая оптимизация не понадобится. Но такого не произойдет. К
сожалению,
до сих пор мало кто задумывается над SEO-оптимизацией на этапе создания
сайта и построения структуры. И в
Рунете есть еще сотни тысяч сайтов, которые нужно доводить до ума. Так
что SEO как индустрия не умрет.
Анар Бабаев, генеральный директор, Setup.ru:
SEO не
умрет. Контекстная реклама и SEO — это, по сути, два самых эффективных
канала в Сети для малого бизнеса. Остальные
инструменты сильно проигрывают по многим критериям. Пока вы не закрыли
полностью все возможности SEO, вам даже не стоит смотреть в сторону
других способов
продвижения. Другой вопрос, что это работа вдолгую. И методы получения
высоких позиций и трафика из поисковиков
сильно поменялись.
Виталий Шаповал, независимый эксперт:
Основная
ценность SEO — в массовой потребности в поиске информации. Виды поиска,
гаджеты, размеры рыночных ниш, форматы
продуктов, уровень автоматизации, необходимые компетенции и многое
другое могут измениться, но базовые потребности общества сохранятся.
Главное — чтобы
специалисты регулярно приводили свой профессиональный уровень
в соответствие актуальным
запросам.
Денис Шубенок, директор департамента поисковой
оптимизации, «Ашманов
и партнеры»: В 2016 году можно с полной уверенностью говорить о том,
что SEO по-прежнему эффективно, но одного его уже недостаточно. Только
комплексный подход
по представлению бизнеса в Интернете может дать рост позиций.
Возможно, SEO уже не самый дешевый источник трафика, но при
комплексном подходе это один из самых емких и стабильных каналов.
У маленьких нет шанса: есть ли место
в топе для небольших клиентских компаний с микроскопическими бюджетами на продвижение?
Андрей Кузьмичев: Шансы всегда есть, главное —
правильно определить своих конкурентов и цели продвижения.
Анар Бабаев: Нет смысла идти в лобовую атаку
на старожилов топа, когда есть обходные пути. И у меня перед глазами масса примеров, когда небольшой бизнес успешно
находит их. Это и региональные запросы, и низкочастотные, и продвижение по большому пулу ключевых слов.
Вот
конкретный кейс: один из клиентов нашего конструктора
(setup.ru) сделал сайт по тематике кондиционеров. Тяжелейшая ниша,
казалось бы, шансовноль, но ему удалось прочно занять топ в городах
Московской области.
В результате его выручка составляет несколько сотен тысяч рублей
в месяц.
Есть ниши, где конкуренцию в топе вам составят всего
несколько игроков: сервисы, уникальные товары и услуги. В них попасть на первые места не так сложно. Я, например,
стараюсь играть только на таких «полянах».
Виталий Шаповал:
У маленьких игроков свои естественные
преимущества – маленькие масштабы, скорость подстройки под
изменяющиеся условия (например, реакция на изменение спроса), прямая
работа с клиентами. Это позволяет работать в нишах, где никогда не
смогут развернуться
крупные компании, в частности, сохранять доходность в регионах. Исходя
из этих преимуществ надо искать свои
шансы и в поисковой выдаче.
Денис Шубенок: Таким
компаниям
стоит больше работать над собственным бизнесом и меньше думать о
продвижении за 10 000 рублей в месяц.
Стоит уделить внимание качеству обслуживания клиентов, удобству заказа
услуг, предоставлять больше информации по продукту или услуге на сайте.
Возможно, стоит
сделать акцент на более узком сегменте товаров или услуг и быть в нем
лучшим на рынке. Тогда место
в топе гарантировано даже с минимальными затратами на продвижение.
Конфликт между SEO и маркетологами
(много текста, ключевики, коммерческие факторы, которые не всегда совпадают со стратегией). Как решать и кого
слушать? Идут ли поисковые алгоритмы навстречу маркетинговым нуждам?
Андрей Кузьмичев: Слушать надо цифры, например, тот же
Wordstat. Если маркетинговые усилия направлены
на благо пользователя и дают клиенту удобство и выбор — это не помеха для поисковых алгоритмов.
Анар Бабаев:
Если ваш оптимизатор просит вас заспамить
SEO-текстами главную страницу, можно смело расставаться с ним. С таким
подходом он застрял где-то в середине «нулевых», так уже никто не
работает.
Поисковые алгоритмы давно научились учитывать множество «умных»
факторов, которые дают пользу конечному потребителю:
юзабилити, доверие, контент и пр.
Виталий Шаповал:
В SEO отталкиваются от ситуации в поисковой выдаче, а выдача формируется
исходя из информационных потребностей
пользователей поисковиков. Поэтому и на страницах продвигаемых сайтах
нужно удовлетворять потребности пользователей. Маркетинг тоже
подстраивается под
пользователей, потому что это поток клиентов для бизнеса. SEO в этой
цепочке — звено, транслирующее требования
в поисковой выдаче.
Денис Шубенок:
Поисковые
системы придают все большее значение качеству продукта и бизнеса
компании и стараются разработать функционал,
который может это измерить. Поэтому рекомендации SEO-специалистов уже
давно направлены в первую очередь на развитие сайта и бизнеса клиента.
Работа
с юзабилити
и улучшение сайта для пользователя, проведение A/B-тестирований с целью
увеличения конверсий, размещение на сайте определенного функционала
(калькуляторы,
фильтры), наличие форм и кнопок взаимодействия пользователей с сайтом,
увеличение PR-публикаций
и упоминаний о сайте и бренде в положительной тональности — все эти
действия приводят не только к увеличению позиций или трафика, но
и напрямую влияют
на увеличение продаж с сайта.
Изменения
принципов работы поисковиков повлекло за собой
развитие новых форматов предоставления услуг. Уже сходят на нет тарифные
планы в SEO «по позициям», «продвижение
с гарантией» и др. На смену им приходят консалтинговые услуги
и почасовая оплата работы специалистов в области поискового маркетинга.
Вполне
можно допустить,
что термин SEO рано или поздно пропадет из обихода
интернет-маркетологов, либо оптимизация станет лишь малой частью всего
продвижения в поиске.
Каких изменений в бизнес-процессах
требует SEO? Насколько SEO-специалист может влезать в маркетинг и бизнес клиента?
Андрей Кузьмичев:
SEO-специалист должен участвовать
в бизнес-процессах, которые направлены на изменения и доработку
проектов. Где-то он должен быть согласующим
участником, например, при создании новой категории или услуги на сайте,
со всеми рекомендациями по оптимизации. А где-то — присутствовать для
получения
информации, которую может использовать для улучшения видимости сайта
в поисковых системах. Например, текущие
и готовящиеся акции, расширение товарной матрицы и другие активности.
Анар Бабаев:
Я назову самое важное изменение
в процессах — в штате должен появиться
человек, который будет курировать все интернет-активности. Он должен
быть в одной лодке с внешним SEO-специалистом. Важно выстроить
коммуникацию, которая
работает на запредельных скоростях, в любое время суток и без лишних
посредников. Бюрократическое «болото»
должно быть сведено к минимуму, иначе вас обгонят конкуренты.
Виталий Шаповал:
Базой для поискового продвижения
является пересечение срезов «гаджет + регион +
страница + запрос». Для понимания специфики продвигаемого бизнеса
достаточно знать ограничения и требования по указанной связке. Как
правило, SEO-специалисту
для улучшения общих поисковых характеристик сайтов достаточно: создания
контента на стороне продвигаемого
сайта, согласования продвигаемых страниц (включая простановку рекламных
меток и объединения входных страниц для SEO и контекстной рекламы)
и привлечения
пользователей из других рекламных источников.
Денис Шубенок: Продвижение в поисковых системах
теперь так тесно связано с бизнесом и его процессами, что порой диктует ему, что делать. То есть, не SEO
подстраивается под бизнес, а бизнес подстраивается и развивается для достижения позиций в топ-10.
Разберем несколько ситуаций, когда при развитии бизнеса
важно
прислушиваться к специалистам, которые занимаются продвижением:
Разработка
и развитие сайта с учетом SEO-рекомендаций.
Развитие
продуктовой линейки
и каталога товаров. Анализ популярности поисковых запросов дает
понимание, что пользуется спросом на рынке. Анализ поисковой выдачи
позволяет понять,
получится ли конкурировать с небольшим объемом товаров или нужно искать
возможности по его расширению.
Формирование УТП (уникального торгового предложения), поиск сильных и слабых мест в коммерческом предложении. Анализ
конкурентов в выдаче зачастую приводит к полноценному конкурентному анализу ниши, так как идет сравнение коммерческих
факторов. Например, необходимость отобразить на сайте конкурентоспособные цены выходит за рамки простой технической оптимизации.
Расширение географии ведения бизнеса.
Управление информационным
окружением и тональностью упоминаний бренда.
Какие проблемы могут возникнуть у
клиента при смене подрядчика и как их избежать? Как безопасно уволить SEO-специалиста, разочаровавшись в его
компетентности?
Андрей Кузьмичев: Нужно обладать
минимальной компетенцией, понимать, какие работы будут вестись, и обсуждать их при заключении договора. Тогда
проблем при смене подрядчика быть не должно. Также и с SEO-специалистом.
Анар Бабаев:
Времена, когда подрядчик снимал все ссылки,
и клиент резко терял в позициях,
давно прошли. Правильный подход к продвижению подразумевает, что ваш
SEO-капитал останется с вами навсегда. А если вас до сих пор нет в топах
и вы не получаете
отдачу от SEO, то расставание пройдет еще более гладко: терять нечего,
просто прекращайте работу и начинайте по
новой.
Виталий Шаповал: Чтобы минимизировать
проблемы с исполнителями, нужно владеть базовыми компетенциями в поисковом продвижении, контролировать доступы
в сервисы статистики и самостоятельно внедрять рекомендации по улучшению видимости на стороне сайта.
Денис Шубенок:
Опасно, когда у оптимизатора есть
доступы
к FTP, админке, коду сайта, сервисам для вебмастеров Яндекса и Google.
Тогда он может навредить сайту. Бояться, что подрядчик снимет ссылки,
и позиции упадут, уже не
стоит. Эти времена прошли.
По каким словам-триггерам, обещаниям
можно сразу отсеять некомпетентных специалистов в SEO? Какие методы продвижения, предлагаемые оптимизатором,
заведомо несут высокие риски для продвигаемого интернет-проекта?
Андрей Кузьмичев: Текстовые «простыни» там, где
это не нужно, ссылочные биржи, автозакупка
ссылок.
Анар Бабаев: Приведу несколько сигналов,
которые должны вас насторожить:
когда
оптимизатор дает гарантии — их нет и быть не может;
когда обещает быстрый вывод в топ (за 1—2 месяца);
когда бюджет на ссылки занимает значительную долю в ежемесячном бюджете на SEO, сейчас
такой необходимости нет;
когда нет продуманного плана работы над контент-стратегией, факторами доверия, юзабилити
и поведенческими факторами.
Есть еще одна, общая черта: некомпетентный подрядчик не
желает (или не умеет) работать на перспективу.
Виталий Шаповал:
Практически отсутствует смысл
работать с теми, кто обучен только ссылочному продвижению. Рисковыми
являются любые спамовые техники поискового
продвижения: имитационный или мотивированный трафик, приходящий из
поисковых систем, цитирование за счет сайтов, предназначенных для
продажи ссылок,
перенасыщение поисковых зон ключевыми словами.
Денис Шубенок:
Если оптимизатор задает вопросы по
бизнесу клиента, и только после этого спрашивает про CMS и ссылочный
бюджет, то есть все шансы добиться успеха.
Например, если ему интересно, является ли компания только производителем
или занимается сама реализацией продукции, каков ассортимент товаров,
есть ли
представительства в регионах. Обратная ситуация должна вызывать
сомнения.
Узкие места в договоре
на SEO-услуги: что обязательно нужно зафиксировать?
Андрей Кузьмичев:
Нужно обязательно зафиксировать
текущие показатели канала (трафик, конверсия и позиции, если есть).
Проговорить и прописать пул работ на первый,
второй и последующий периоды. Надеюсь, что в ближайшие пару лет
SEO-услуги перестанут казаться клиентам шаманством, и мы перейдем к
оплате не за позиции или
трафик, а за определенный набор работ. А то, что эти работы должны
привести к росту поискового трафика, должен
понимать компетентный маркетолог со стороны заказчика SEO-услуг. Так
работает Запад, и это правильная схема, на мой взгляд.
Анар Бабаев: Любые искусственные
манипуляции с кликовыми факторами в выдаче.
Виталий Шаповал:
Одно из узких мест в тарификации
— позиции и трафик. Они, ввиду зависимости от третьей стороны
(поисковых систем), могут привести к результату ниже или выше ожидаемого
уровня. Тарификация по количеству выполненной работы более предсказуема
по результату, но
тоже не идеальна. Поэтому надо хорошо понимать, что является предметом
договора, планируемым результатом, и как
этот результат будет достигаться в процессе выполнения договора.
Денис Шубенок:
Очень внимательно нужно относиться к
договорам, в которых прописаны различные
гарантии или возврат денег в случае недостижения результата. Как
правило, под этим кроются дополнительные обязательства, которые должен
выполнять сам заказчик,
или заведомо невыполнимые условия возврата денежных средств.