Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Apple: Психология интерфейсов. Windows постоянно ставит пользователя перед выбором. Одни и те же элементарные операции можно выполнить множеством разных способов. Притом, далеко не очевидно, который из них будет оптимальным в той или иной ситуации, а значит снова и снова пользователю приходится выбирать.




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Apple: Психология интерфейсов / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Я не специалист в создании гениально красивых и удобных интерфейсов — я даже на счет своего сайта не уверен, и потому вынужден опросы устраивать, чтобы узнать, все ли понятно моим посетителям. Однако мне неплохо дается понимание другой сферы — человеческой психологии. И здесь, на стыке двух областей знания, я наткнулся на любопытное наблюдение, которым хочу с вами поделиться.

Apple: Психология интерфейсов

Скоро будет год, как я использую Мак, в качестве основного своего инструмента. А до этого, 15 лет моей рабочей лошадкой был классический, ежегодно реинкарнирующий, IBM PC под управлением всех доступных для него операционных систем. Свершившийся год назад переход на другую сторону фронта принес массу интересных переживаний и познакомил с целым новым миром других идей, других людей и других машин. Это было очень приятное и познавательное знакомство, которое продолжается по сей день.

Как и в любом сообществе, в мире макинтошников существуют свои горячие темы — те, что порождают множество споров и никогда не заканчиваются. И одна из них — почему интерфейсы, придуманные и воплощенные фирмой Apple, так чертовски хороши, и в чем их секрет.

На эту тему сломано множество копий и исписаны тысячи страниц текста и комментариев. В самой Apple потрачены миллионы долларов на исследования в области интерфейсов. И то, о чем я сейчас собираюсь рассказать, наверняка, уже подробно описано в каком-нибудь заумном исследовании о природе взаимодействия человека с окружающим миром. Но все-таки я продолжу — хотя бы просто потому, что тема интересная и, полагаю, не только для меня.

Но, прежде чем я сформулирую главную идею, нужно устроить небольшую прогулку по моей территории — по пространствам и тропинкам человеческой психологии. Надеюсь, она вам понравится.

В психологии существует множество умных теорий о том, как устроена личность человека. И интерес к этому вопросу не праздный, а очень даже практический. Ведь, понимая устройство психики, можно научиться ее настраивать и чинить, коль скоро естественная саморегуляция дает сбой.

Но как бы много психологических теорий не существовало, с какой бы точки зрения они не описывали душевные процессы, на определенном этапе все теории сходятся в базовых принципах и учат одному и тому же — быть осознанными, быть честными перед собой, ничего не бояться и нести ответственность за свою жизнь. — Вот вам «кость и плоть» всякой психологической науки.

Применительно к теме пользовательскимх интерфейсов, нас интересует последний пункт — вопрос ответственности. Это одна из фундаментальных проблем, с которой сталкивается и которую должен для себя решить каждый человек.

И это было бы просто, если бы не было так сложно. Дело в том, что человеческий ум всегда следует пути наименьшего сопротивления, и при наличии малейшей возможности стремится избежать ответственности.

Нести ответственность тяжело. Каждая ситуация выбора, требующая принятия решения, вызывает психологическое напряжение. Степень этого напряжения варьируется, в зависимости от цены ошибки. Чем больше поставлено на карту, тем сложнее совершить выбор. Одно дело выбрать марку пива в магазине и совсем другое — проложить маршрут авиалайнера в воздушном пространстве международного аэропорта.

Ребенок естественным образом перекладывает ответственность на родителей — это создает для него безопасную среду. Не нужно ничего выбирать — можно довериться авторитетной фигуре, а, стало быть, нет напряжения и нет вины за возможные ошибки. Остается только жить и развлекаться в свое удовольствие.

Взрослея, человек учится принимать решения самостоятельно. С переменным успехом, этому научается каждый. Но как бы не преуспел человек в этом умении, каждая ситуация выбора по-прежнему вызывает внутренний напряг — особенно, в малознакомых и критических ситуациях. Взрослый от ребенка, в этом плане, отличается только широтой взгляда на ситуацию и способностью просчитывать последствия.

Какое все это имеет отношение к пользовательским интерфейсам?

За примером обратимся в стан «врага». Какова идеология интерфейсов в среде операционной системы Windows? Говоря языком пословиц, это что-то вроде — «Семь раз отмерь, один раз — отрежь». Трижды переспроси пользователя, предложи с десяток опций и вариантов, и только после — выполняй. Это свойство продуктов Microsoft давно уже стало притчей во языцех.

Windows постоянно ставит пользователя перед выбором. Одни и те же элементарные операции можно выполнить множеством разных способов. Притом, далеко не очевидно, который из них будет оптимальным в той или иной ситуации, а значит снова и снова пользователю приходится выбирать. Капля за каплей, от выбора к выбору, такой интерфейс порождает у пользователя неясное раздражение.

Apple: Психология интерфейсов

В давние времена, когда мне приходилось консультировать друзей по компьютерным вопросам, из раза в раз повторялась одна и та же ситуация, смысл которой я понял лишь обдумывая план этой статьи. Меня спрашивали, например, как перенести значения из одной экселовской таблицы в другую, и я пускался в рассуждения о том, что эту операцию можно проделать, как минимум, десятком способов.

Но на втором или третьем пункте меня уже перебивали — «Зачем мне десять способов? Ты конкретно скажи, что нажимать!» И всякий раз мне было невдомек, почему людей не интересуют варианты, почему им хватает одного примитивного решения, даже если оно не самое удобное. — Тогда я еще не понимал, что каждый выбор отвлекает от работы и даже пугает…

А как Apple поступает с интерфейсами своих программ и устройств? Помните неоднократные заявления Стива Джобса о том, что люди сами не знают чего они хотят, и им следует это объяснить? Вот он — главный козырь!

В отличие от большинства прочих производителей, Apple опирается не на плебисцит, не на усредненное мнение неосведомленной массы, а на свои собственные интеллектуальные и творческие ресурсы, на свой вкус. Apple берет на себя смелость самостоятельно решить, как должен выглядеть и функционировать интерфейс очередного гаджета, и не боится воплощать новые идеи, даже если они рушат устоявшиеся представления.

С психологической точки зрения, можно сказать, что Apple берет ответственность на себя там, где Microsoft перекладывает ответственность на пользователя.

Windows всегда предлагает пользователю широчайший выбор вариантов и гордится каждой новой предоставленной альтернативой. Mac OS — старается взять максимальное количество выборов на себя и сузить выбор пользователя до необходимого минимума. Windows постоянно привлекает к себе внимание множеством вопросов и уточнений. Mac OS — изо всех сил старается устраниться из поля зрения и оставить пользователя один на один с выполняемой задачей.

Когда впервые садишься за Мак, его операционная система кажется игрушечной. Примерно так же, как воспринимается мобильная версия той же Windows — слишком уж мало рычагов управления. И поначалу, это даже как-то расстраивает, поскольку кажется, что пользователю не доверяют, лишают его привычных инструментов адаптации.

Но проходит время, и оказывается, что все самые необходимые для работы инструменты на виду и легко доступны, а отсутствие настроек в тонких нюансах не так уж и критично. А затем проходит еще время, и вдруг обнаруживашь, что былой напряг сменился безмятежностью — как говорится, все просто работает. Мало-по-малу, начинаешь ценить простоту — и не от безысходности, а потому что отсутствие излишнего выбора, действительно, приносит с собой покой.

Apple: Психология интерфейсов

Философский смысл свободы, как отсутствия выбора, оставим за рамками этой статьи. За подобными размышлениями приходите ко мне на сайт.

Отсутствие множественного выбора в пользовательских интерфейсах — это главный рычаг, которым Apple «зомбирует» своих почитателей. В хорошем смысле. Снимая ответственность с пользователя, Apple позволяет ему расслабиться и заняться любимым делом, каково бы оно ни было. — Вот, за что любят Маки и прочую продукцию Apple.

Для такого подхода к разработке требуется большая смелость и мудрость, и дай Бог здоровья и процветания Apple, чтобы она и впредь радовала нас своими замечательными творениями.

Справедливости ради, надо заметить, что гибкий интерфейс имеет свои неоспоримые преимущества. Это подтверждается победным шествием по планете свободных операционных систем, чей главный козырь и есть — максимальная гибкость и полное подчинение выбору пользователя. В этом плане, несмотря на внутреннее родство, Маки и всевозможные доморощенные юниксы находятся на противоположных полюсах, а Windows занимает нишу между ними.

Поэтому, нельзя сказать, что какой-то из подходов к созданию интерфейсов однозначно лучше другого — у разных пользователей разные потребности. Но вполне определенно можно утверждать, что эмоциональную привязанность может сформировать только тот интерфейс, создателю которого хватило силы, ума и мужества взять на себя ответственность за выборы, перед которыми, иначе, оказался бы пользователь.
desk.nnm.ru/apple_psihologiya_interfeiysov
3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank