Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Секты и сайты: люди и сервисмены




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Секты и сайты: люди и сервисмены / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

В последнее время модно предсказывать, какие новые сервисы появятся в Рунете, или громко обещать уже существующим стартапам большие успехи у пользователей и инвестров. Наблюдения за подобными "новинками" подтолкнули меня рассказать о наметившейся тенденции, общие черты которой проглядываются уже сейчас и называются то «Web 2.0», то еще какими-то «социальными сетями» (хотя ни тот, ни другой термин на самом деле не подходят, потому что они уже означают нечто другое).

Собственно, эта тенденция и приведет к новой Веб-революции, которая серьезно изменит нынешний сетевой ландшафт. И это будет не Семантический Веб, а Веб с человеческим лицом. Сервисы будут подвинуты людьми.

Сервисная перегрузка

Сегодняшнее доминирование порталов и холдингов – это уже не что иное, как доминирование сервисов. Все крупные «кнопки Интернета» представляют сервисы. И им становится все тяжелей сосуществовать. Потому что любой успешный сервис легко скопировать. Вакханалия копирования особенно заметна в области онлайновых СМИ, где она доведена до абсолюта в различного рода лентах-агрегаторах.

Сервисы пока доминируют по одной простой причине: они были первыми. Первыми в Интернет пришли ученые и программисты. Сделали первые базы знаний и сервисы. Подключившиеся финансовые институты быстро накачали молодые интернет-проекты. Многие при этом полопались.

Но рано или поздно вслед за энтузиастами-технарями подтягиваются обычные люди, и все переделывают на свой, человеческий манер. Правда, сервисмены поначалу не понимают, что же происходит. Может, старые сервисы плохи, может, нужны новые, улучшенные? Сервисмены находятся в жестких рамках своего "интеллектуализированного" мировоззрения, и понять простых людей не в состоянии. В одной из публикаций Антона Носика отражена типичная реакция сервисмена. Это недоумение, отчего людям лень углубленно изучать возможности поисковиков.

Люди же используют сервисы по старинной привычке – эффективно приспосабливая под свои конкретные нужды. И тут у сервисменов делается истерика: им невыносимо смотреть, как микроскопом заколачивают гвозди. Ну а что же еще делать людям, если нужно построить дом, а обычными молотками их не снабдили? Конечно, использовать подручные увесистые микроскопы.

Лень - важнейшее человеческое качество, позволяющее не тратить понапрасну ресурсы на неэффективную деятельность. Главное человеческое умение, залог выживания, заключается в определении реальных целей и достижении их наиболее простым и быстрым способом.

Женские запросы

Рассмотрим практический пример в конкретной предметной области. «Сервисы для мам» помогут понять, какие именно технические решения востребованы людьми. Задача: выносить, родить и вырастить ребенка.

Процесс заведения и выращивания детей – пожалуй, один из самых важных и сложных видов человеческой деятельности. Он занимает много лет и поглощает массу дефицитных ресурсов. Матерям приходится решать множество специфических задач. Наиболее важные: оценка состояния своего организма и организма ребенка, обеспечение адекватного рациона питания и условий для нормального развития ребенка, создание безопасной среды обитания, создание достаточного запаса ресурсов, оперативное реагирование в чрезвычайных ситуациях.

Решение сервисменов:

Реальные потребности матерей игнорируются, они могут быть даже не известны людям, которые предлагают сервис «для мам». Они берут любой модный механизм и прикручивают на него табличку «Специально для мамы». Словно натягивают камуфляж.

Свежий пример – проект Babyblog.ru. На титульной странице нас встречает пояснение: «Дневник молодой мамы - удобное средство общения будущих и настоящих мам. Вы можете завести свой дневник, найти друзей для общения, обсуждать в тематических сообществах интересующие Вас темы, получать интересующую Вас информацию в библиотеке молодой мамы и многое другое».

Немного требуется времени, чтобы изучить сайт и убедиться, что Бейбиблог - очередное клонированное яйцо, выпущенное с конвейера птицефабрики «Web 00». Конечно, дневник - это эффективный инструмент для общения с самим собой, для оценки результатов и сверки планов с реальностью. И многим молодым родителям вести такой дневник полезно. Но делать этом можно на любой блоговой площадке или даже там, где это вообще не называется блогом. В любом случае, ведение дневника "в своей норке" едва ли можно назвать самым эффективным способом получить ответы на серьезные вопросы, которые возникают у молодых родителей буквально каждый день.

Решения людей

А теперь посмотрим на сайты и сервисы, которые делаются самими мамами (будущими и настоящими), либо делаются под их чутким руководством. В нашем каталоге-конкурсе, который ведется уже не первый год, можно обнаружить вот такие ресурсы:

1) Специализированные сайты. Да-да, обычный статичный сайт может быть очень полезен, если там собрана специфическая информация, которой не найдешь на "общестадных" порталах! Это могут быть рекомендации по самому процессу заведения детей, по грудному вскармливанию и вакцинации, по усыновлению и гармоничному развитию ребенка. Это могут быть сборники детских книг, сайты о детях-погодках, о двойняшках или о помощи детским домам. Все это вручную собирается энтузиастами на своих маленьких сайтах, но при этом зачастую оказывается более информативным, чем очередной портальный сервис справочников и каталогов.

2) Тематические форумы. Эти сервисы, в отличие от модных блогов, специально «заточены» для коллективного обсуждения проблем и поиска ответов на вопросы.

В небольших форумах (которые есть на многих из перечисленных сайтов), есть свой плюс: постоянные посетители знают своих экспертов «в лицо». Более крупные форумные сообщества, с другой стороны, позволяют найти далеких единомышленников в более специфической области - ну где, например, встретиться всем мамам тройняшек, если они еще не нашли свой специализированный сайт? Однако в таких сообществах необходим инструментарий, который помогает людям понять, с кем они имеют дело в большой толпе – с дилетантом и хулиганом, или с признанным лидером, или с экспертом в какой-то узкой области. При этом персональная "карма", учитывающая достижения в сообществе, конечно же, не должна строиться только на автоматических системах учета "числа посещений" и прочих легко накручиваемых "пузомерках".

3) Онлайновые консультации - могут проводиться и в обычном форуме, и в виде отдельного сервиса. Здесь важен грамотный отбор приглашенных специалистов. Конечно, все они так или иначе рекламируют свои услуги - но нужно выбирать таких, которые не навредят. У нас же тут не просто безликие "публикации на портале", а живые люди в сообществе. Свои люди, в общем-то.

4) Коллективные действия. Вслед за простой форумной активностью по обмену советами и ссылками сообщества идут к следующей фазе: совместным действиям. Где опять-таки могут появляться свои сервисы. Угадайте, что объединяет сайт "Статистика хочушек", сайт одиноких мам и целую коллекцию сайтов детей одного месяца? Везде используется похожий сервис - таблицы совместной беременности, а затем, возможно, и совместного развития малышей.

И наконец, коллективные действия с выходом в оффлайн - от благотворительных акций до совместных покупок по оптовым ценам - тоже порождают свои интернет-сервисы.

Конверсия технологий: спасти генерала Мамбу

Как показано выше, анализ предметной области и человеческих потребностей не так уж сложен. Внимательное наблюдение помогает выявить множество специфических ниш, в которых с помощью довольно простых технологий можно создавать новые, востребованные проекты "с человеческим лицом".

Это не значит, что данные сервисы принципиально отличаются от того, что создают сервисмены путем клонирования. Основа сервиса может быть такой же - просто уродливый портальный клон использует те же технологии не по-человечески.

И это залог агонии порталов, которая уже началась. Над империей генерала Мамбы сгущаются тучи. Уже бороздит воды интернет-знакомств ударный анкетоносец речного адмирала Рыкова. Союзники Мамбы прикупили мощную секс-бомбочку - конечно, исключительно в мирных целях! Не спят и другие знатные полководцы. Все, что принесло кому-то быстрые деньги и может быть легко скопировано - будет скопировано.

Но утешительные разговоры о том, что "рынок растет", "спрос далек от насыщения" - это лишь механическое повторение расхожих штампов копировщиков. Будущее сервисов знакомств неплохо демонстрируют изменения, которые наблюдаются в области торговли SMS-контентом. Начавшееся в 2005 году и завершившееся нынешним летом обрушение этого рынка уже показало неустойчивость "чисто сервисных" решений. Продавцов рингтонов и картинок для мобил стало так много, что предлагаемый ими "продукт" резко подешевел. Торговать втридорога можно было, лишь тщательно дозируя предложение. Но простота тиражирования сервисов привела к появлению множества продавцов одного и того же товара. Гиперконкуренция вызвала ценовую войну, которая поубивала жадных торговцев.

Но с самой технологией SMS ничего не случилось. Хотя многочисленные сервисы в духе "если ты не лох - пошли SMS" сильно испортили человеческое отношение к ней. Однако технология-то в этом не виновата. И потому контент-проектам, которые выросли на той же технологии из реальных человеческих потребностей, не грозит судьба генерала Мамбы.
Текст - Владимир Волошин webplanet.ru

3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank