Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(901) 370-1796
провoжают по usability




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ провoжают по usability / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Андрей Албитов (albitov@bizon.ru)
ведущий аналитик компании "Коминфо Консалтинг"

Если посчитать, то, наверное, новый Интернет-магазин открывается каждую неделю, если не чаще. Судя по обещаниям, скоро начнется такое же массовое открытие торговых площадок В2В. В Рунете наступает момент, когда количество должно переходить в качество. На небольшом российском Интернет-рынке становится тесновато.

Средства оплаты у всех схожие - наличные, карточки и переводы через Сбербанк. Примерно одинаковы и способы доставки - либо стандартная почта, либо курьерская служба. Колебания в ценах постепенно уравниваются, одни магазины позиционируют себя как массовые, другие - как класса "люкс". Поэтому разница в группах обычно несущественная. Если дешевле товар, то доставка платная, и наоборот. Нельзя сказать, чтобы конечная цена на какую-нибудь книгу различалась более чем на 0,5 долл. А учитывая высокую стоимость доставки, это не фатально для покупателя.

На первое место будут выходить качество обслуживания, выполнение обещаний по доставке и удобство самого магазина. Подобные тенденции очень сильно чувствуются на Западе. Кто точнее угадает желания клиентов, придумает дополнительный сервис и максимально упростит процесс совершения покупок, тот и захватит большую долю на рынке.

В связи с этим на рынке появляется потребность в usability. Однозначного перевода этого слова нет, варианты следующие: практичность, простота, доступность, эргономика, удобство использования и т.п. В общем, все то, что помогает человеку быстро понять и сориентироваться "на местности".

Радует, что на сайтах о поиске сотрудников (www.job.design.ru) уже появились разделы по этой тематике. Но многие еще не осознают, насколько вопросы usability важны для Интернет-магазинов, для них потеря посетителя - это потеря перспективных клиентов. Известная компания Сreative Good (http://www.creativegood.com), которая консультирует самые известные Интернет-магазины, считает, что электронные продавцы в этом году потеряют 19 млрд. долл. из-за непродуманных интерфейсов своих сайтов.

Отметим, что usability - это не дизайн, точнее, это не только дизайн. Usability больше относится к психологии и логике покупателя. У нас пока под этим термином понимают более продуманный дизайн сайта, поэтому и требования к кандидатам на должность специалиста по usability предъявляют, как к дизайнерам, - знание графических пакетов, HTML, Java и т.п. На Западе же требуются знание психологии, эргономики, технического дизайна, проектирование пользовательских интерфейсов.

Касательно Интернет-магазинов usability изучает проблемы, связанные с поиском товаров, навигацией, корзиной покупателя, регистрацией в магазине, первой страницей и дополнительными сервисами на сайте. Рассмотрим все, но начнем с первой страницы - то, с чего все посетители начинают визит в магазин.

Ясно, что чем быстрее она привлечет внимание или поможет сориентироваться в разделах, тем больше шансов сделать из посетителя покупателя. Но если посетитель в один-два "клика" не увидит ничего интересного для себя, то завлечь его в магазин в следующий раз будет труднее (читай - дороже).

Мы рассмотрели первые страницы разных магазинов, чтобы понять, что увидит посетитель Интернет-магазина без прокрутки экрана. Монитор стандартный - 15 дюймов, разрешение 800 на 600 точек. Это наиболее распространенный формат. Согласно Spylog, его используют более половины пользователей Сети. Второй по популярности формат - 1024 на 768, но это более легкая задача для продавцов, мы же ставим их в более жесткие условия. Конкурентные войны - вещь жестокая, а на войне как на войне.

Плюсы и минусы сведены в таблицы, ключевые слова выделены. Внизу указаны посещаемость и длина первой страницы. Длина рассчитывалась при помощи кнопок Page Down (Page Up), в экранах. Сайты выбирались согласно популярности по счетчику Top.list.ru, но порядок анализа или их выбор не говорит о том, что они наиболее популярны, наша цель иная. Кстати, многие Интернет-магазины находятся в рейтингах по другим разделам, а не по "Электронной коммерции". Итак:

WWW.XXL.RU

Плюсы Минусы
Присутствует поиск, можно сразу начать поиск интересующего товара Многие важные пункты не видны при загрузке страницы, нужна прокрутка
Удобный рубрикатор вверху позволяет перейти в нужный раздел в один "клик" Не видна информация о бонусе (50 руб.) для всех новых покупателей
Возможность прочитать новости, они могут заинтересовать (заинтриговать) посетителя Не видна информация о скидках
Также вверху ответы на часто задаваемые вопросы, помощь, информация о компании и т.п. Это поможет покупателю быстро снять все сомнения и получить вспомогательную информацию Не видна информация о бесплатной доставке
Переход в "корзину" напомнит покупателям о прошлых покупках, что осталось в "корзине", что уже куплено. Полезно, если надо повторить покупки Не видна информация о самых популярных товарах недели
  В самом верху вместе с вопросами "Как оплатить?", "Как доставить?" есть информация о призах от магазина. Но ее не видно, она сливается со всеми другими рубриками
  Присутствует чужой баннер (www.24x7.ru, по всей видимости, магазины обменялись банерами). Зачем рекламировать конкурентов?
  Нет расширенного поиска, например, с указанием раздела. Обычный поиск, как правило, плохо работает
  Есть дублирование рубрик (вверху и слева), это отнимает место, которое можно было бы использовать более рационально

Посещаемость (средняя в сутки, по List.ru на середину августа): хостов - 1436, хитов - 12634, их соотношение - 8,8

Длина страницы - 4 экрана


WWW.24x7.RU

Плюсы Минусы
Расширенный поиск поможет найти товар в зависимости от раздела Под поиском, там, где обычно располагается навигация по сайту, даны ссылки на другие проекты компаии. При этом покупатель может не догадаться, что его "пошлют" на другой сайт. Ссылка "Книги, видео, CD" отправит человека на Molotok.ru, а не в раздел "Музыка"
Быстрый переход в один "клик" в основные разделы Стоит чужой баннер (www.xxl.ru)
Зарегистрированные пользователи могут сразу же войти в систему Не видна информация о бесплатной доставке
Можно посмотреть бестселлеры Не видна информация о новинках магазина
Небольшой баннер, напоминающий о подарках для покупателей спецпредложениях Не видна информация о
Сразу же видны ссылки на часто задаваемые вопросы, помощь Не видна информация о скидках

Посещаемость (средняя в сутки, по List.ru на середину августа): хостов - 3119, хитов - 14850, их соотношение - 4,8

Длина страницы - 4 экрана


WWW.MEGASHOP.RU

Плюсы Минусы
Сразу видно (цветовое выделение, в то же время неброское) поиск, есть ссылка на расширенный поиск Слишком большая картинка, повествующая о курсе доллара и налогах (91 на 174 пикселя). Занимает примерно 20% экрана
Удобный и полезный гид покупателя по основным группам товаров. Эта функция, к сожалению, есть только у ограниченного количества магазинов. Чуть выше - ответы на часто задаваемые вопросы Не видно подрубрики, необходима прокрутка
Имеется своя лента новостей  
Простое, но не вызывающее никаких вопросов верхнее меню. Быстрый переход в интересующую рубрику  
Контактный телефон, можно сразу уточнить или проверить информацию  
Покупатель может зайти в свою "корзину" и вспомнить о своих прошлых заказах  

Посещаемость (средняя в сутки, по List.ru на середину августа): хостов - 4724, хитов - 13584, их соотношение - 2,9

Длина страницы - 2 экрана


WWW.BOLERO.RU

Плюсы Минусы
Удобный рубрикатор вверху (книги, софт, видео, игрушки), посетитель сразу видит, что есть и куда идти Многие важные пункты не видны при загрузке страницы, нужна прокрутка
Поиск также расположен в самом выгодном месте - вверху посередине. Причем можно сразу сузить область поиска, выбрав раздел Не виден раздел "Распродажи"
На виду все вспомогательные разделы: "Помощь", "Регистрация" и т.п Не виден раздел "Бестселлеры"
  Не виден раздел "Новинки"
  Большой логотип (140 на 144 пикселя), его можно уменьшить без каких-либо потерь. К сожалению, еще многие Интернет-магазины Рунета используют большие логотипы
  Не видна форма подписки на новости о новых поступлениях

Посещаемость (средняя в сутки, по List.ru на середину августа): хостов - 2012, хитов - 12491, их соотношение - 6,2

Длина страницы - 10 экранов


WWW.DOSTAVKA.RU

Плюсы Минусы
Расширенный поиск помогает найти товар сразу по двум признакам - разделу и производителю Слишком большой рубрикатор - более 110 позиций, тяжело найти
Есть вся необходимая информация - часы работы, телефон, ответы на вопросы Размещен свой же баннер, который перегружает первую страницу
Зарегистрированные пользователи могут сразу же войти в систему Не виден раздел, где можно посмотреть товары в трехмерном изображении
Постоянно обновляемая лента новостей с картинками Нет быстрого перехода в основные разделы
  Не видна информация о бесплатной доставке

Посещаемость (средняя в сутки, по List.ru на середину августа): хостов - 1049, хитов - 1492, их соотношение - 1,4

Длина страницы - 4 экрана

 

Немного выводов

Подведем итоги. Покупатели приходят в Интернат-магазин, либо зная, что им надо, либо попадая случайно, как вариант ради интереса. В первом случае им сразу необходимы "Поиск" и простой рубрикатор, который поможет быстро перейти в нужный раздел, Во втором их заинтересуют новости и разная информация о новинках, скидках и т.п.

Если аы помещаете информацию о скидках, бестселлерах, призах ниже, чем пользователь видит при загрузке первой страницы, то, скорее всего, покупатели, которые сразу пошли в другой раздел, ее не увидят. А случайных посетителей, может быть, не заинтересуют ваши предложения. Вывод - переместите эту информацию наверх, желательно поближе к поиску или рубрикатору.

По опросам компании Andersen Consulting, 98% покупателей считают важным фактором бесплатную доставку. Практически все рассмотренные магазины предоставляют такую услугу, но посетители этого не видят. Пока человек не решился на покупку, он не узнает об этой услуге, которая могла бы их подтолкнуть к принятию решения.

Важно не только переместить информацию вверх, но и сделать ее заметной. Проверенный способ - выделите ее цветом на фоне других ссылок.

Не стоит делать громадный рубрикатор на первой странице, достаточно прописать основные разделы. Печальный пример Intershop.ru -здесь есть ссылка на "Быстрый переход". После нажатия вам дают список из 509 ссылок! В формате Word это девять страниц текста. Ищите, и вам воздается...

Западные эксперты вообще не рекомендуют показывать чужие баннеры в Интернет-магази-нах, а тем более конкурентов. Хотя речь идет о взаимных ссылках, сомнительно, что это выгодно. "Почему они рекламируют своих конкурентов?" - задают себе вопрос покупатели. Ответы могут быть самыми неординарными.

И еще советуем обратить внимание на отношение хостов к хитам. То есть, сколько страниц а среднем, смотрит каждый покупатель. Хотя мы не знаем о числе покупателей, большинство магазинов скрывает эту информацию. Можно предположить, что чем больше количество страниц, просмотренных одним клиентом, тем больше покупок. Не потому, что люди долго ищут товары, они бы бросили это и ушли, а потому, что они согласны это делать. У них есть потребность. А значит, они совершают покупки. Низкий показатель этого соотношения у Dostavka.ru объясняется большим рубрикатором - покупатель сразу переходит на нужную страницу. Но мы все же не советуем вам так поступать. Выбрать из 100 позиций сложно, тем более что рубрики составлены по производителям, а не по техническим характеристикам (магазин в основном торгует компьютерными комплектующими и оргтехникой). Лучше использовать опыт Bolero.ru или Megashop.ru.

Что надо запомнить

1. Главная задача первой страницы - как можно быстрее справиться с наплывом посетителей, быстро направить покупателя в нужный раздел.

2. На первой странице в виде картинки должен быть (может быть) только логотип компании и не более 20-25 кбайт другой графики; лучше не использовать баннеры на своих страницах или ставить их на "легкие" страницы.

3. Каждый четвертый покупатель не совершает покупки из-за сложной навигации по сайту.

4. Если вы сделали какую-либо кнопку в меню, то необходимо обеспечить ее работоспособность. Она должна вести в то место, которое рекламирует.

5. Раздел "Помощь" не менее важен, как и корзина покупателя, его отсутствие -причина отказа от многих покупок. Согласно исследованиям, около 25% покупателей не совершают покупки из-за недостатка информации о товаре (сервисе, услуге).

6. Чем проще, тем лучше. Можно что-то не писать - не пишите. Ничего лишнего!

7. Особое внимание-"Поиску", форма для поиска должна работать на первой странице. Поиск должен осуществляться по всем возможным Критериям.

8. Не пренебрегайте русским языком, не все покупатели хорошо владеют английским.

9. Какие действия со стороны Интернет-магазинов могли бы подтолкнуть их посетителей к совершению покупки? Более 60% ответили, что это могли бы быть обзоры, рекомендации товаров и услуг. Почти столько Же сказали, что им необходимы советы по выбору цвета, размера, количества и т.д.

10. До любой информации на сайте покупатель должен добираться, сделав не более трех "кликов" мышкой.

О других проблемах usability читайте в следующих номерах.

http://www.bizon.ru/?t=50&idn=9&art=149


Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(901) 370-1796

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2017 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank  
CMS version 3.6.3 | PTG 0,025 s.