Много лет назад мой знакомый возглавлял рабочую группу по внедрению
системы SAP в крупную компанию, в которой он тогда работал. Одной из
главных задач этой системы помимо систематизации, автоматизации и
упрощения бизнес-процессов было измерение эффективности работы каждого
сотрудника. Он заверял меня, что после внедрения все и вся в компании
можно будет посчитать. Но когда я его спросила, как же эта система будет
измерять эффективность работы PR-менеджеров компании, результат
деятельности которых зачастую не подлежит калькуляции, он, к сожалению,
не нашел ответа.
Тема измерения эффективности PR до сих пор остается одной из самых
обсуждаемых и спорных. Есть традиционные способы – количество
публикаций, частота цитируемости, узнаваемость марки, которую, кстати,
сложно замерить, репутация на рынке, PR-value и Media Outreach. У
каждого из них есть свои достоинства и недостатки. В любом случае – это
вопрос индивидуального выбора.
Я же поведу речь о не таком популярном, но все же достаточно
интересном и наглядном способе, как веб-аналитика. К сожалению, многие
PR-менеджеры, не занимающиеся напрямую Интернет-PR, игнорируют ее. А
очень зря.
В чем прелесть веб-аналитики? С помощью простых систем статистики
(Яндекс. Метрики, Google Analytic и проч.) вы сможете отслеживать
запросы в поисковых системах, по которым происходят переходы на сайт
вашей компании. PR-менеджеров могут интересовать запросы по названию
компании, именам топ-менеджеров, по названию мероприятий, проводимых
PR-службой. Не путать эти запросы со словами, по которым продвигается
ваш сайт в поисковых системах. Как правило, если пользователь вводит
полное название компании или ФИО топ-менеджера, то, значит, что он уже
где-то получил об этом информацию, и SEO тут ни при чем. Динамика этих
запросов даст вам реальные цифры, которые вы с успехом можете показать
своему руководству.
По своему опыту могу сказать, что если вы начинаете PR-деятельность в
компании с нуля, то реальные цифры в зависимости от активности вашей
работы вы увидите через 6-12 месяцев.
Очень интересно с помощью аналитики анализировать контент веб-сайта
компании, за который отвечает PR-служба. С помощью инструментов Google
можно проводить так называемое A/B тестирование, оценивая эффективность
текстов на одну и ту же тему. Не стоит пренебрегать и более глубоким
анализом: например, наблюдением за поведением посетителей целевых
страниц (пути перехода, страницы входа и выхода и проч.)
Исключительно полезными окажутся цифры по статистике переходов на сайт
по ссылкам с других сайтов, в особенности, где были размещены новости,
статьи, пресс-релизы, фотографии, видео и прочий контент. Если вы
отвечаете за ведение страниц в социальных сетях и копирайтинг для
рассылки компании, то не забывайте про веб-аналитику. Публикуйте в
социальных сетях видео, фотографии со ссылками на ваш сайт, чтобы видеть
количество и качество трафика. То же самое касается рассылки для
партнеров и клиентов компании. Большинство современных программ
позволяют в рассылке давать ссылки на новости, делать активными
заголовки, логотипы, фотографии.
Это далеко не все возможности веб-аналитики. Чтобы начать
использовать этот инструмент, понадобиться не так много времени и сил.
Интерфейсы и юзабилити Google Analytics и Яндекс.Метрики достаточно
просты. Если вы хотите углубиться в тему, то вам в помощь будет книга
(кстати, уже ставшая классикой) Авинаша Кошика «Веб-аналитика 2.0».
Согласитесь, почему бы не воспользоваться таким полезным инструментом,
чтобы лишний раз продемонстрировать, как эффективно вы работаете. i-business
|