Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(901) 370-1796
Короткие ссылки: три проблемы




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Короткие ссылки: три проблемы / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

От редакции: На прошлой неделе Google и Facebook открыли собственные сервисы укорачивания ссылок. В ответ на это главный укорачиватель, компания Bit.ly, открыла сервис кастомизации укороченных ссылок - чтобы делать "фирменные" короткие ссылки для Bing, MSN, AOL, Meebo, MTV Networks, The Wall Street Journal Digital Network и ряда других интернет-компаний. Например, все ссылки на статьи The New York Times в "Твиттере" будут преобразованы в короткие урлы с адресом nyti.ms/... А на этой неделе в игру включился YouTube: ссылки на видеоролики теперь можно укорачивать через youtu.be.

Конечно, все это делает короткие ссылки чуть более прозрачными. Но это не снимет всех проблем, которые несет альтернативная адресация. Так что мы решили поднять из архива летнюю статью на эту тему.

С прошлого года мне стали часто попадаться короткие ссылки вида http://tinyurl.com/naxep , которые сами по себе ничего не значат, а просто переправляют меня на другие, более длинные адреса.

Сервисов для такого укорачивания ссылок еще в прошлом году насчитывалось под сотню. И смысл вроде бы понятен: усложнение сайтов ведет к тому, что "урлы" становятся все длиннее. В то же время многие люди стали ходить в Интернет через карманные гаджеты с лилипутскими клавишами и лилипутскими экранами. Наверное, этим людям трудно манипулировать длинными ссылками.

Однако я почти не пользуюсь мобильным Интернетом. Ну нет, можно посмотреть киноафишу или еще какое-то расписание. Но пересылать урлы через SMS - никогда такой нужды не было.

Зато в "большом Интернете" укороченные урлы меня чаще раздражают. Поводов для этого сразу несколько.

На деревню дедушке

Обычный веб-адрес дает нам кучу информации еще до того, как мы по нему кликнули. Одно название домена означает уважаемое СМИ, другое - не очень уважаемый блог, третье - совсем подозрительный сайт на Украине или в Китае. В некоторых случаях по урлу можно узнать дату публикации, и сразу отличить баян. И наконец, тип файла: по ту сторону ссылки может оказаться тяжелый PDF или видео, которое сразу начнет грузиться - ага, отложим на потом, потому что сейчас много окошек открыто...

Короткая ссылка ничего такого не показывает. А значит, дает новые возможности спаммерам, фишерам и другим жуликам. В конце июня известный вебдванольщик Гай Кавасаки отправил 139.000 читателей своего микроблога на сайт с трояном - с помощью короткой ссылки. Потом этот Гай стал оправдываться, что это не он, просто в его Твиттер идет трансляция откуда-то еще... Ну, мы поняли. Вебдавнольщик, плюс автоматическая трансляция, плюс короткая ссылка. Идеальные инструменты для массовой заразы.

Некоторые - но далеко не все - сервисы коротких ссылок позволяют "разворачивать" урлы и делать предпросмотр длинных ссылок до того, как переходить по ним:

- В случае tinyURL можно дописать перед ссылкой слово preview (чтобы был адрес типа http://preview.tinyurl.com/naxep ) или включить у себя эту функцию в автоматическом режиме.

- К ссылкам на сервисе is.gd можно добавить "минус" в конце адреса (http://is.gd/1pdbP- ).

- К ссылкам на bit.ly можно добавить "плюс" (http://bit.ly/dFrbB+ ) , или поставить себе специальную примочку для этого сервиса в Firefox.

- Впрочем, если уж ставить примочку-разворачиватель урлов, то лучше сразу такую, которая работает для нескольких сервисов-укорачивателей. Типа Long URL Please.

- Ну и просто веб-сервисы есть, куда можно забить короткую ссылку и получить длинную, не переходя на ее - скажем, expandmyurl.com или longurl.org.

Но это инструменты для параноиков. Нормальный человек едва ли будет париться. Он скорее кликнет. А потом, когда пару раз заразится, перестанет кликать. Люди - очень обучаемая система. Они уже поняли, что Гай Кавасаки - лох. Тем не менее, с полными ссылками это можно было бы увидеть пораньше.

Засада для поисковиков

Поскольку в Интернете живут не только люди, но и поисковые роботы, надо сказать несколько слов и об этих несчастных. Они же ссылками питаются, болезные. Но множество упоминаний какой-то ссылки может потеряться, если она публикуется не сама, а через сервис укорачивания. Значит, сокращатели ухудшают поиск?

"Теоретически, могут ухудшать, - считает Алексей Волков, один из создателей сокращательного сервиса b23.ru. - При двух условиях: если алгоритм поисковика не любит короткие ссылки (например, снижает за них рейтинг), и если сервис коротких ссылок отдаёт развёрнутую ссылку с неверным кодом ответа. На практике мы пока не замечали, чтобы короткие ссылки как-то значимо влияли на то, что находят поисковики.

Поиск работает с двух сторон — с одной, он индексирует текст, с другой, строит ссылочную карту (граф узлов, которые на тебя ссылаются). Вот в тексте сайта короткие ссылки могут оставаться (и найдутся поисковиком), а в ссылочном графе правильного сократителя ссылок не должно быть (так как он перенаправляет паука прозрачно). Как это происходит на самом деле, во многом зависит от религии поисковика. Интересно, что по запросу с короткой ссылкой Гугл на первом месте выдает сайт, на который ведет короткая ссылка, а Яндекс ограничивается только ссылкой на страницу, где эта короткая ссылка нашлась".

А вот что рассказал "Вебпланете" Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска "Яндекса":

"Что касается индексации. В случае с сервисами типа tinyURL или bit.ly, робот сначала обходит ссылку-редирект (укороченную ссылку), а в следующий заход на сайт - ссылку-цель. То есть, индексация происходит с задержкой на один ход.

Что касается ранжирования. Вы правы, "множество цитат какой-то ссылки может потеряться, если она дается через сервис укорачивания". При этом таких ссылок пока мало (в общей массе они незаметны), их количество стало увеличиваться недавно в связи с появлением Twitter и ему подобных. Если такие сервисы станут популярны, мы будем учитывать их редиректы иначе, чем редиректы от обычных сайтов".

Это нам ответили из "Яндекса" еще в июне. А в июле "такие сервисы стали популярны". Ну или просто Bing стал искать по микроблогам, и "Яндекс" тут же сделал ответный реверанс в сторону твиттерастов. В частности, сообщили, что теперь поиск по блогам позволяет находить укороченные адреса "как по их оригинальному виду, так и по адресу, на который они на самом деле ведут". Вторая возможность, кажется, может решить вопрос о потере цитирования ссылок при сокращении. Но работает это только в блогах, а не в основном поиске. В общем, средь роботов согласья нет.

Выживаемость 2.0

Ну и наконец, главная страшилка про сервисы коротких ссылок. Как всякий веб-посредник, такой сервис запросто может угробить всю вашу коллекцию ссылок, которые вы укоротили через него. Особенно если учесть, что Twitter принудительно сокращает все ссылки, которые длиннее 40 знаков, через bit.ly. А раньше было через tinyurl.com. Почему они сменили сервис-укорачиватель? Не сменят ли вновь через полгода - и будут ли тогда работать ссылки в старом сервисе, если они с ним поругаются?

Некоторым укорачивателям не пришлось долго ждать. В июне взломали сервис Cli.gs, направив все 2 миллиона ссылок... на какой-то дурацкий блог. Эксперты по безопасности в шоке: какая бессмысленная потеря трафика! Реально - там ни спама, ни вируса, ничего вообще коммерчески полезного не было в этом блоге. Видимо, просто демострация возможностей.

И тут самое время спросить - а каков вообще бизнес этих укорачивателей? Просто чтобы понять, кто из них выживет, а кто в один прекрасный день отдаст концы и одновременно похоронит все ссылки, которые через него шли.

Алексей Волков говорит, что не знает ни одного сервиса коротких ссылок, который бы приносил деньги, и не верит в "шпионские" варианты их бизнеса:

"Продажа профилей ссылок для таргетинга поведенческой рекламы не имеет смысла, так как даже у крупных сервисов количество таких профайлов будет идти на тысячи, в редких случаях — на десятки тысяч пользователей. Основное число ссылок сокращается без всякой регистрации, поэтому не привязано к профилям".

При этом бизнес-модели у сокращателей самые разные. Кто-то размещает рекламу. Кто-то предлагает платные услуги — возможность подключить свой домен, поменять оформление и брендинг на страницах для сокращения ссылок или просмотра статистики, получать резервную копию архива ссылок или детальную аналитику. Большинство работает бесплатно, и либо не собирается зарабатывать, либо планирует делать это за счёт премиальных услуг. Или набирает массив данных для дата-майнинг, как, например, bit.ly — по словам Волкова, "лучший на сегодня открытый источник статистики по сокращенным ссылкам (откуда пришли, где упоминают и как расходилась ссылка)".

Действительно, bit.ly неплохо развернулся - в июне этот сервис, сокращающий по 7 миллионов ссылок в день, подтвердил намерение развить свое аналитические способности в отдельный статистический инструмент Bit.ly Now, который будет анализировать жизнь ссылок "на лету" и даже заранее предсказывать будущую кликабельность той или иной ссылки. Майк Аррингтон пророчит, что сервис Bit.ly Now заткнет за пояс Digg.

Тут, правда, другой вопрос: а кто пользуется этим несчастным "Диггом"? Который, кстати, тоже может отбросить коньки со всеми вашими ссылками, поскольку у него давно проблемы с монетизацией. Короче, сравнение не сильно впечатляет. При том, что bit.ly - это наверное самый успешный пример сокращателя. Что будет с остальными, неизвестно.

Ну а с российскими - тем более. Вот что говорит Иван Бегтин, автор "пожирателя ссылок" urlus.ru:

"На мой взгляд, вероятность заработка на таком сервисе очень невелика. Лично я создавал свой в первую очередь для личных экспериментов - для анализа поведения поисковых машин и оценки посещаемости ссылок, размещаемых на собственных ресурсах. Собственно это, пожалуй, единственное отличие моего сервиса от остальных - учет статистики перехода по ссылкам".

Довески, колбасные обрезки

Впрочем, есть еще один вариант, который отметил Алексей Волков: сокращатели ссылок всё чаще встраиваются в крупных сервисах как дополнительный инструмент. Есть свой сокращатель у Френдфида (http://ff.im ), у Фликра (http://flic.kr ), и число таких дополнительных сервисов растет.

Вот эти могут прожить подольше, да. А еще мне кажется, было бы даже логичней, если бы такие сервисы создавали мобильные операторы. Я имею в виду "Рамблер", конечно. В последние годы там активно развивали сервис сокращенных гендиректоров. Досокращались до мобильной женщины, теперь можно уже и ссылками заняться.

Кстати, странно, что сокращение ссылок как дополнительный сервис до сих пор не запустил владелец прикольного домена Li.ru ценитель всяческой статистики Герман Клименко.

Правда, в обоих случаях я таким сервисом едва ли буду пользоваться. Потому что, как уже говорилось, не было у меня такой печали - засовывать урло в мобло. Но может, внуки приколются? С учетом всего сказанного, сервисы-сокращатели больше похожи на игру. А с играми тут можно развернутся. Чей браузер быстрее долетит до финальной ссылки в цепочке из 100 редиректов через домены экзотических государств в алфавитном порядке? Кто сведет с ума поискового робота с помощью зацикленной в кольцо последовательности сокращателей? У кого самый короткий... хмм... нет, это уже другая игра.

Лиля Брин

Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(901) 370-1796

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2017 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank  
CMS version 3.6.3 | PTG 0,0247 s.