Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(901) 370-1796
Приживется ли в России юзабилити-тестирование




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ юзабилити-тестирование / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Несмотря на то, что на Западе юзабилити-тестирование давно играет важную роль в испытании ПО, в России оно никак не войдет в обиход. Многие даже не знают, что это такое. Тем не менее, данный инструмент тестирования не менее важен, чем другие. Вероятно, в скором времени и у нас на рынке юзабилити-услуг возникнет жесткая конкуренция.


Владелец и директор британской юзабилити-компании Seren Терри Хит, посетивший Москву в сентябре этого года, назвал российский рынок юзабилити exciting area (заманчивой областью). Просто в противоположность родному, британскому рынку, где слово "юзабилити" давно никого не манит. Компаний и частных специалистов, предлагающих юзабилити-услуги (а вернее юзабилити-исследования, ведь именно в таком контексте на Западе используют это слово), на Западе очень и очень много. Конкуренция на этом рынке высока, а юзабилити-тестирование как часть производственного процесса разработки ПО, веб-сайтов, сервисов, т.е. практически любых продуктов стало нормой. В России же это выражение так и не вошло в обиход. Крупнейшие игроки в данной области — прежде всего дизайнерские компании или проектные бюро, для которых тестирование является одним из равноправных направлением деятельности. А спрос на юзабилити-тестирование гораздо ниже, чем, скажем, на фокус-группы, которые проводятся регулярно и повсеместно в ряду мероприятий при подготовке выхода продукта на рынок. Попробуем разобраться, почему. Что такое юзабилити-тестирование?
Собственно говоря, это лишь один из способов выявить достоинства и недостатки продукта (или услуги) и определить отношение пользователей к нему. Юзабилити-тестирование стоит в одном ряду с такими понятными и привычными способами исследований как анкетирование и телефонные опросы, фокус-группы, интервью.
В этом списке оно находится на почетном четвертом месте после трех перечисленных инструментов, причем сразу по нескольким параметрам. Во-первых, оно трудоемкое, во-вторых, редкое (в России, по крайней мере). Кроме того, оно обеспечивает объективность и достоверность, ведь иногда важно не то, что потребители думают о продукте, а как они им действительно пользуются.
Конечно, другие методы изучения поведения людей (потребителей, в данном контексте) не менее важны. Каждый из них имеет определенные преимущества и свою область применения. Так, например, анкетирование прекрасно работает, когда нужно собрать статистические данные. Фокус-группы бесценны для изучения того, как продукт или услуга будут восприняты на рынке. Интервьюирование же позволяет узнать мнение отдельных людей. Однако все эти методы имеют один общий недостаток: они направлены на изучение взгляда людей, т.е. их представлений о том, как устроен мир и как он должен быть устроен. Но их точка зрения не дает нам объективной картины реальности, в особенности, если продукт сколько-нибудь сложен в применении. Например, если продукт – программа.

Особенности сложных продуктов
Пользователи время от времени совершают ошибки. Это плохо, поскольку они тратят время на исправление, кроме того, часть ошибок они замечают слишком поздно. Однако признаваться в своих оплошностях неприятно, поэтому на интервью об ошибках умалчивается (даже если они обусловлены самим устройством программы).
Люди могут не уметь пользоваться частью функций и даже не знать об их существовании. Опять промолчат.
Они, как правило, не могут оценить скорость использования продукта адекватно, поскольку им не с чем ее сравнивать. Некто может с уверенностью утверждать, что он работает с программой очень быстро, хотя в реальности есть большой резерв для ускорения. Само по себе это нормально, но оставляет лазейку для конкурентов.
Таким образом, мнение потребителей сложных продуктов зачастую попросту неважно. Важнее опознать проблемы, с которыми люди сталкиваются при использовании программы – в том числе потому, что эти сложности формируют мнение о ней. Единственный надежно работающий способ это сделать – наблюдать за реальными пользователями, решающими реальные задачи, используя реальный софт (или его прототип).Недостатки юзабилити-тестирования
Часто респондентам (как правило, действительным или потенциальным пользователям) при юзабилити-тестировании предлагается выполнить несколько реалистичных заданий. Все взаимодействие с продуктом при этом протоколируется для последующего анализа.
К сожалению, опознать проблемы интерфейса гораздо проще, чем удачные решения. В случае проблем респонденты либо делают заметные ошибки, либо темп их работы внезапно замедляется. В случае же успешного взаимодействия человек просто выполняет задачу. Разница между "нормально" и "хорошо" трудноуловима.
Данная особенность юзабилити-тестирования — направленность на выявление проблем — является одним из факторов, сдерживающих распространение данной услуги. Действительно, кому захочется выслушивать массу негативных отзывов о своем продукте, в который вложено столько усилий?
Этот недостаток усугубляется и другими проблемами. Юзабилити-тестирование изучает уже действующий продукт, который в процессе развития претерпит значительные изменения. Таким образом, результаты исследования могут очень быстро потерять свою актуальность. Нет другого способа верифицировать рекомендации, сформированные в результате юзабилити-тестирования, кроме как реализовать их в продукте и затем провести тестирование снова. Часто в результате такого эксперимента мы получаем данные о недостатках новой системы. В этой ситуации могут прозвучать предложения вернуться к исходному интерфейсу (возможно, с некоторыми вариациями). Разные же варианты решения той или иной задачи изредка могут оказаться зеркальными: решая одни проблемы, можно создать другие, для решения которых, в свою очередь, придется вернуться к начальному интерфейсу. Не так все грустно
Тем не менее, существуют способы получить более объективный взгляд на интерфейс, а также выделить его сильные стороны. Для этого, прежде всего, служат количественные метрики, которые могут быть собраны в ходе юзабилити-тестирования. Например, ошибки пользователя теряют свое значение и критичность, если он в состоянии быстро их исправить и добиться поставленной цели. Более скрупулезный детальный анализ времени выполнения заданий при сравнении двух возможных интерфейсных решений в некоторых случаях позволяет сделать вывод, что интерфейс, продуцирующий больше ошибок, порой может быть эффективнее другого, где пользователь ошибок не допускает, но долго думает над тем, какое действие предпринять.
Чтобы реализовать эту задачу, надо тщательно спланировать эксперимент, определить вопросы, на которые мы ищем ответы, и части интерфейса, которые необходимо проверить. Каждый такой вопрос должен отображать реальное действие или задачу пользователя в интерфейсе, по которым можно снять количественные показатели. При этом в эксперимент можно заложить проверку как слабых сторон интерфейса, так и тех моментов, которые кажутся удачными. Полученные же количественные показатели уже не являются субъективным мнением о продукте, а действительно позволяют разобраться, что хорошо работает, а что требует изменений.Цель – результативность
При таком тщательном планировании получить результаты можно быстро и легко, особенно при использовании специальных программ для проведения юзабилити-тестирования, например программы Morae 3.1, которой часто используются для записи хода исследования и анализа результатов. Такой продукт привносит в эксперимент научную и форматизированную, а значит быструю методику анализа результатов.
Спланированный сценарий фиксируется в программе, и запись тестов ведется в указанных рамках с фиксацией всех возникающих проблем и потраченного времени. Благодаря такому подходу непосредственно после окончания эксперимента можно увидеть единую картину по полученным результатам в области ошибок и затраченного времени на каждую определенную для проверки задачу, а также в области категорий пользователей продукта (подготовленных/неподготовленных пользователей, разных возрастных групп и т.д.). При этом нет необходимости просматривать все протоколы, а можно ограничиться только проблемными моментами.
Итак, вполне возможно, что постепенное осознание возможностей юзабилити-тестирования приведет к широкому распространению его в России. Но основным критерием успеха для этого процесса должна стать скорость и объективность получения результатов и внедрения в продукт.

ПО для юзабилити-тестирования Morae 3.1

Morae 3.1 — специально разработанное для юзабилити-тестирования программное обеспечение компании TechSmith. В состав поставки входит три модуля. Recorder предназначен для записи видеопротоколов — видео экрана респондента и его лица, а также звукового трека. С помощью модуля Observer можно наблюдать за ходом тестирования и ставить маркеры, определяющие то или иное событие в ходе тестирования: начало и конец отдельного задания, ошибки респондента, интересные высказывания и другие наблюдения. В модуле Manager осуществляется анализ сделанных видеопротоколов. Одно из основных преимуществ Morae состоит в возможности проставления маркеров в ходе тестирования. Эта возможность позволяет значительно сократить время анализа результатов.


Увеличить
Morae 3.1 позволяет осуществлять детальную запись действий и эмоций респондента

Кроме того, полученные данные можно сортировать по различным типам маркеров и событий (по ошибкам, кликам мыши, переходам респондентов в интерфейсе и д.т).


Увеличить
В Morae 3.1 реализованы различные функции поиска по видеопротоколу

Morae автоматически объединяет показатели по всем или выбранным респондентам и заданиям и предлагает как готовые варианты графиков, так и возможность экспортировать таблицу c данными для последующего анализа, например, в Excel.


Morae автоматически объединяет показатели по всем или выбранным респондентам и заданиям



Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(901) 370-1796

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2017 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank