Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(901) 370-1796
Театр е-буки Или как yandex зарабатывает хорошие деньги а авторы книг сосут палец и думают о будущем.




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Театр е-буки / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Миф о том, что мы живем в самой читающей стране, окончательно развеялся в моей голове после того, как я увидел огромные книжные магазины за рубежом. Примерно тогда же развеялся миф о всемирном значении русской литературы - ибо в магазинах этих русская литература в переводах заканчивалась на XIX веке, за редкими исключениями века двадцатого (что-нибудь вроде Солженицына или Бродского).

Есть еще один миф - о том, что на самом деле и читателей, и писателей в России завались, да только издательская система паршивая. В советское время была цензура. А тот феодализм, который пришел ей на смену - и того хуже. Бумажные издатели гонят только попсовых сериальщиков да машинные переводы. С другой стороны, есть у нас такой свободный Интернет, где всякий пишущий легко найдет своего читающего.

В общем, это частный случай большого интернетовского мифа о "длинном хвосте". В прошлом году я назвал его "грязным хвостом" в приложении к контекстной рекламе. О том, как "длинный хост" не работает в продажах цифровой музыки, тоже рассказано. Пришло время подергать за тот же орган литературу.

Пока это еще не считалось мифом, а только "трендом", принято было говорить, что развитие электронных книжек сдерживается неудобством их чтения - мало кому приятно портить глаза у экрана. В 2002 году в статье "Книги без бумаги" я обещал, что лет через пять все-таки начнется бум электронных читалок с качественными экранами на основе технологий типа e-Ink.

Сейчас у нас 2009-й, и в метро действительно появилось много людей с разнообразными ридерами. И они чего-то читают. На днях мы даже сделали обзор этих гаджетов-читалок.

Другой вопрос - где брать сами электронные книги?

Точки входа

Понятно, что не у классических бумажных издателей. Хотя в западном издательском бизнесе давно происходит конвергенция Сети и бумаги - но мы сейчас за Россию говорим. А наши бумиздатели, увы, отличаются технологическим кретинизмом. Видимо, потому, что все они - дети Совка, и их паровозик до сих пор работает на том самом мифе о Самой Читающей Стране. Типа, стадо и так похавает с бумажных лотков. В общем, я не знаю ни одного заметного российского издательства, которое овладело бы Интернетом за полтора десятка лет его существования в России (под словом "овладело" имеется в виду не "попи*арилось в ЖЖ" или "сляпало студенческий хомяк" вместо полноценного веб-представительства).

Поэтому главной движущей силой электронного книгоиздания все эти годы были пиратские библиотеки. Они в натуре делали революцию - пока их не подкосила легализация и коммерциализация. В прошлом году мы спели им реквием.

Кто еще может дать читателям электронные книги? Интернет-магазины? Тоже не спешат. Ну вот "Озон" к осени прошлого года только-только раскачался. И как будет показано ниже, последствия бредовые.

И последний вариант - некий сторонний сервис-посредник для поиска книг, с выходом на легальную покупку. Теоретически, подобный сервис должен приносить выгоду сразу нескольким сторонам - и себе, и магазинам, и издателям, и читателям. Я никого не забыл? Ах да, есть еще авторы. Странная такая маленькая куча людей. Настолько нерепрезентативная, что про нее в натуре можно забыть.

Именно поэтому я, чисто для разнообразия, опишу сервисы поиска книг с точки зрения автора. А то, глядишь, через несколько лет авторов вообще заменят искусственным интеллектом. Так будет хоть для истории зарубка.

Google Book Search

Хотя Владимир Долгов жаловался в прошлом году, что русский Book Search трудно запустить из-за наших законов, но они все-таки его запустили. Потихоньку так, без шума. Что он умеет, помимо сбора книжных заголовков и аннотаций?

- ссылки на магазины - ну, в моем случае (с точки зрения автора) пользы тут нет. Сервис находит одну мою бумажную книжку, которой в магазинах давно нет - а про другие (электронные) он вообще не знает.

- полное или частичное чтение книг онлайн - начали они оцифровку в прошлом году с книг издательства "Олма", так что почитать Пушкина уже можно. К проекту присоединилось ЭКСМО - можно читать и Пелевина. Что получают с этого авторы, мне неизвестно - "Амфора" туда еще не подключалась и мне ничего не предлагала. Вполне могут и забыть предложить, кстати. Сборник "Книга врак" они легко переиздали с моими рассказами, ничего мне не сказав.

- поиск по оцифрованным книгам (цитаты по ключевым словам) - работает пока в США, но забавно. Нашел там свою первую книгу стихов, изданную тиражом 200 штук. Сканировали с экземпляра библиотеки Мичиганского университета (никогда там не был). В любом случае, как автору мне это без толку.

- в будущем Google обещает еще платное чтение оцифрованных книг. Но это только в Штатах, где гильдии писателей и библиотеки давно бились с поисковиком на эту тему, и кажется, договорились. Будет ли такое в русской версии, непонятно.

Яндекс.Книги

Никаких книг и цитат тут нет. Только ссылки на магазины. Видимо, разработчикам этого показалось мало, и они решили добавить оригинального. Самая мощная фича -

- реклама воров. Мою книжку "Паутина" рекомендуют читать в известной пиратской библиотеке Эквадора. И не только мою - сервис "Яндекс.Книги" посылает в Эквадор за многими крадеными текстами, на которых там делают бизнес без ведома авторов. Хотите Джоан Роулинг? "Яндекс" спешит на помощь с одной пиратской ссылкой.

В ответ на мои претензии "Яндекс" прислал мне ссылку на свое пользовательское соглашение, где говорится, что он не отвечает за сбыт краденого, и что размещение ссылок "не является выражением их особой поддержки, одобрения или рекомендаций со стороны Яндекса".

"Для нас поиск по библиотекам - это часть веб-поиска, и мы выступаем здесь как зеркало сети. Вы же не называете ссылки в выдаче Яндекса рекламой?" - сообщила мне пресс-служба компании.

Смотрите, как ширится лицемерие! Сначала нас приучали, что общий поиск - это всего лишь сервис такой, зеркало Сети. И там действительно можно найти и авторские сайты, и магазины, и легальные библиотеки, и пиратские. Выбирай сам, читатель! Но в поиске по книгам "Яндекс" создает для моей книжки отдельную страницу, и там под заголовком "Где почитать" стоит именно пиратская библиотека. Первым пунктом стоит, без длинного списка легальных альтернатив, которые есть в общем поиске.

Что это такое, если не "выражение особой поддержки, одобрения или рекомендаций"? Куда все остальные ссылки подевались? Может, это не поиск, а рекламная площадка, в которую вошли лишь отдельные сайты-партнеры? Убедиться в этом помогает вторая фича поиска по книгам "Яндекса":

- тройная реклама собственной пустоты. То, что этот сервис не найдет книжку "Худоловары", ясно было сразу. Хотя общий поиск "Яндекса" ее легко находит. Но поиск по книгам от той же компании - это отдельная песня ветра. Там меня ведут на одну пустую страницу, с нее на вторую пустую страницу, и оттуда на третью страницу с полным бредом. Там пишут, что моя книжка якобы издана на бумаге в 2007 году, у нее даже есть ISBN. Но дать ее читателю по-прежнему не могут. Понятно, почему. Потому что не существует такой бумажной книжки. Не печатали ее вообще.

Месяц назад я сообщил об этом бреде яндексоидам. В частности, Илье Сегаловичу. Реакции - ноль. Самое удивительное, что я послал Илье эту ссылку в ответ на его письмо о том, что на "Вебпланете" какая-то недружественная, некайфовая атмосфера. Видимо, он считает, что реклама пиратов и бредовых страниц Яндекс.Маркета с использованием моего имени - это такое "начало хорошей дружбы", прям как в том фильме с Богартом.

Так с кем на самом деле дружба? Не с автором, конечно. Липовую информацию о моей книге "Яндекс" выкачал из бредовой базы "Озона". Это - их партнер по рекламной площадке "псевдо-поиска книг". Видимо, таким образом "Яндекс" решил насолить Владимиру Долгову, который работал в "Озоне" до "Гугла". Но зачем для этого искусственно ухудшать поиск и принципиально не реагировать на сообщения об ошибках?

Imhonet отдельно, Litres отдельно

Идею рекомендательного сервиса Imhonet я нахваливал в прошлом году. Подчеркиваю - идею, а не реализацию. Хотя сейчас там действительно есть и отзывы, и оценки, и рекомендации новых книг от людей со сходными вкусами. По идее, этот сервис мог бы стать хорошей "точкой входа" для поиска электронных книг. Получил ты рекомендацию, почитал отзывы - и сразу дуй за книгой.

Увы, на моем авторском примере это не работает. За книжкой "Худловары" они отправляют читателя в тот же бредовый "Озон", где ее конечно нет, потому что и не было никогда.

Зато на сайт Litres.ru и на другие библиотеки, где она в электронном виде и всегда в наличии - у них ссылки нет. И это при том, что у "Имхонета" и "Литреса" один хозяин! То есть вместо собственного магазина электронных книг они посылают пользователя к косячному конкуренту - к "Озону". Месяц назад обещали исправить. Нифига.

В общем, остается идти на сам Litres. Там читатель наконец может найти то, что ему нужно от такого сервиса - электронную книжку. А автор - получить за это деньги. Копейки, конечно. Но это единственный из всех книжных сервисов, где я как автор вообще получил хоть что-то. В остальных вышеописанных сервисах - ничего.

Слава роботам

Есть еще одна простая вещь, которую логично было бы получать от сервиса поиска книг. Речь идет о ссылке на личный сайт автора. Ни один из вышеупомянутых сервисов не дает таких ссылок. "Точкой входа" тут скорее будет какая-нибудь "Википедия".

А зачем такие ссылки нужны? Ну например, на моем авторском сайте можно прочесть ту самую "Паутину" вообще бесплатно, и без баннеров, и без долгого хождения по пустым страницам. Это я специально пишу для тех, кто подумал, будто я тут борюсь за деньги и жестокий копирайт.

Да не о том разговор, товарищи. Я не против бесплатного чтения. Меня просто раздражает лживость всего этого "сервис-провайдерства", когда словом "поиск" называют рекламное разводилово - и читателей, и авторов. На худой конец, назвали бы "спец.размещением", есть такой термин у пи*арастов.

А еще это похоже на историю с Лаэртским, когда персональный сайт музыканта выкинули из поиска "Яндекса" - а тем временем на "Яндекс.Маркете" торговали его музыкой. Но там хоть музыка была - пользователи ее слушали, автор тоже получал чего-то, наверное. Теперь, в случае "Яндекс.Книг", та же идея доведена до абсурда. Создаются страницы с именем автора и названиями его книг (без его разрешения), пользователей гоняют по этим страницам туда-сюда, откручивая рекламу (но без результата поиска, за которым они пришли). Короче, шиш всем, кроме самого сервиса-паразита.

Ну и какая после этого альтернативная литература, какой нафиг "длинный хвост" для множества разных вкусов? Забудьте. Не в таком Интернете. Это было давно - в ФИДО, в Юзенете. Ну может, потом еще немного - в блогосфере, когда там еще доминировали механизмы горизонтального распространения сигнала. Но и там "точки входа" уже подменили на вертикальные кормушки типа blog.yandex.ru и livejournal.ru с их проплаченными шит-парадами.

А у животных с вертикальным телом не бывает длинных хвостов. Пойду качну чего-нибудь из торрентов, что ли.

webplanet.ru/knowhow/business/l_e_x_a/2009/01/13/ebooks.html

Леха Андреев fuga.ru/

Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(901) 370-1796

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2017 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank  
CMS version 3.6.3 | PTG 0,0282 s.