www.romver.ru
/ Раздел Статьи / Альтернатива зеркальным очкам

Как заказать сайт



 

Один из знаковых символов раннего киберпанка - зеркальные очки, отражающие, отталкивающие реальный мир. Киберпространство, изобретенное Гибсоном и растиражированное десятками последователей - абстракция, набор геометрических фигур, в лучшем случае это некое подобие реального мира, мало соотносимое с существующим в действительности. Виртуальность в произведениях фантастов чаще противопоставляется реальности. Технологии служат делу бегства человека из действительности, где нет сопутствующих ей неприятностей.

Альтернативным вариантом виртуальности может рассматриваться так называемая "расширенная реальность", в которой технологии дополняют действительность элементами, изначально ей не присущими. Тот же Гибсон сделал некое подобие попытки описать подобную технологию в "Виртуальном свете". Но тема не получила должного развития ни в дальнейших текстах мэтра ни, тем более, в текстах подражателей. Что мы имеем в этом плане на сегодня?

Расширенная реальность

Концепция "расширенной реальности", была сформулирована Уоренном Робинеттом. Он рассматривал использование компьютерных и коммуникационных средств в купе с технологиями "умного дома" и "умной одежды", которые дают человеку новые возможности взаимодействия с действительностью. В том числе и в плане получения информации об объектах, одушевленных и не очень.

В книге Говарда Рейнгольда "Smart mob" ("Умная толпа") приводятся примеры, как такие технологии "привязывают" к реальному объекту информацию из различных источников, "накладывая" ее на этот объект. Разработки подобных технологий начались еще в начале 90-х годов прошлого века. Среди пионеров этого направления Рейнгольд называет того же Уоренна Робинетта, Ливана Сазерленда и Стивена Фейнера. Их идеи развивал Джим Шпорер сотоварищи, разрабатывая системы "наложения" информации на видимый мир. Например, техник, который занимается сборкой системы при помощи специального оборудования и софта может видеть схему монтажа прямо на этой системе.

Из разработок в этом направлении можно упомянуть систему Lifeplus, призванную помогать туристам при посещении знаменитых руин. Туристам будут видны не только подретушированные компьютерной графикой фасады зданий, но и виртуальное население, занимающееся своими повседневными заботами. Стоит также вспомнить и о системе MARS (Mobile Augmented Reality Systems), работу над которой ведут в Колумбийском университете с 96-го года. Эта система снабжает пользователя дополнительной информацией путем вывода на головные (в смысле - закрепленные на голове) мониторы всплывающие подсказки

До широкого распространения эти разработки пока не дошли, но некоторые элементы виртуальности, расширяющие наш кругозор, мы можем использовать уже сейчас.

Google Earth

Геоинформационные системы существуют уже достаточно давно - еще с 50-60-х годов. В этом отношении проект Google Earth в общем-то принципиально новым не блистает. В 2004-ом Google купила у компании Keyhole пакет Earthviewer и в 2005-ом, после переработки выпустила собственно Google Earth. С тех пор к начальной задумке прикрутили некоторые новые фичи, делающие использование программы более удобным и эффективным. По сути Google Earth является одним из воплощений концепции "расширенной реальности". "Накладывая" на карту города названия улиц, места размещения гостиниц и забегаловок, где можно перекусить, схемы движения городского транспорта и тому подобные вещи превращают простой снимок со спутника в толстый информационный пирог. Основное отличие от других подобных систем, показывающих снимки со спутника в обычном браузере, состоит в том, что клиентская программа от Google предоставляет возможности, недоступные в обычном веб-интерфейсе. Более подробно об эволюции проекта можно почитать здесь.

Google Earth можно рассматривать как первый шаг к появлению глобальной системы, которую можно определить как"динамическую копию реальности". Что может привести к качественному скачку в этом направлении? Для того ответа на этот вопрос сначала нужно понять, а куда собственно будем прыгать.

История копии

Историю человеческой цивилизации можно описывать, руководствуясь различными критериями и постулатами. Среди прочих - история эта представляет собой длинную цепь попыток воспроизвести, скопировать реальный мир. От наскальной живописи до виртуальных миров современных MMORPG - непрерывная череда технологий, когда удачных и революционных как станок Гуттенберга, когда не очень удачных и оттого почти всеми забытых. В пределе этот процесс имеет целью полностью воссоздать реальность как она есть, с текучестью времени и протяженностью пространства (данное утверждение носит характер умозрительного заключения на уровне философского постулата).

Будет ли эта цель достигнута - вопрос риторический. Во что это стремление к копированию окружающего мира может вылиться в ближайшем будущем, я предположил в одном из своих текстов.

"Вся первая зона Си-Джея, трети Кибернетического Глобуса, была динамической копией реальности. Копией, которая меняется в вслед оригиналу. Графическая оболочка Си-Джея отображала большинство объектов реального мира размером более десяти сантиметров. Под этой «упаковкой» лежали десятки и сотни информационных слоев, «семантических плоскостей», и графическая оболочка обеспечивала тот понятный и удобный интерфейс, посредством которого можно было взаимодействовать с информационным пространством, существующим на технологиях «слепка реальности». «Портретная плоскость», фотографическая копия земной поверхности и всего, что двигается по ней.

Частота обновления «портретной плоскости» зависела от географического региона и от плотности источников исходной информации, которые там размещены. «Портретная плоскость» формировалась на основе видео и другой информации, которая поступала из сотен тысяч обычных видеокамер и сенсоров, которые фиксировали полный волновой спектр. От видеокамеры в небольшом продуктовом магазине, который располагался посередине нигде до телескопов спутниковой сети Snowy Owls.

В центре какой-нибудь европейской столицы или в крупном аэропорту, где были установлены несколько тысяч камер полного волнового спектра, частота обновления картинки в Си-Джее была тридцать-сорок кадров в секунду. То же самое касалось и степени детализации информации об объектах – камеры полного спектра давали представление не только о внешнем виде объекта. Волновые характеристики давали представление о его внутренней структуре, температуре и далее по списку. Если же регион представлял собой участок африканской саванны, то единственным источником исходной информации тут был спутник, «сова», запущенная в рамках программы, которую осуществлял Серебряный Холм в рамках проекта развития глобального информационного пространства. Сеть «снежных сов» обеспечивала покрытие всей поверхности Земли. Частота обновления «портретной плоскости» в незаселенных зонах составляла один кадр в десять секунд и тот, кто решил погулять по амазонской сельве с помощью ресурсов Кибернетического Глобуса, оказывался в мире, живущем по законам замедленного кино".

("Конус тишины")

Кроме серьезных финансовых вливаний такой проект должен иметь не менее серьезную железную и софтовую основу. Учитывая тот прогресс, который сделали технологии за последние пятнадцать лет в этом отношении за следующие пятнадцать лет можно особо не переживать. Вопрос в другом - что послужит источником информации для такой "расширяющейся реальности".

Источники расширения

Внутренняя инженерия "умного дома" - встроенная и отдельно стоящая бытовая техника, снабженная элементами управления и связанная локальной сетью, через которую можно управлять этой периферией, активные элементы интерьера типа входных дверей, слаботочные сети. Микросхемы, вшитые в одежду и служащие для управления тепловыми свойствами и цветом, а также идентификации физического состояния владельца. Городские системы мониторинга транспортной обстановки, состояния городских инженерных систем. Мобильная техника индивидуального пользования, чьи функциональные возможности давно вышли за рамки чисто коммуникационных и вычислительных. Электронные системы расчета, фиксирующие динамику движения финансовых потоков.

Все это и многое другое генерирует потоки информации, способные расширить нашу реальность. Тенденции в минимизации размеров компьютерных устройств и их энергопотребления, наряду с повышающимися вычислительными мощностями, открывают поистине неограниченные возможности в развитии "расширенной реальности". Лет через десять-пятнадцать дужки элегантных солнцезащитных очков будут нафаршированы вычислительно-коммуникационными мощностями, которые в режиме реального времени смогут агрегировать, обрабатывать и выдавать информацию об окружающей действительности на внутренние поверхности линз-дисплеев.

Когда-то информацию о реальном мире ученые собирали в буквальном смысле слова по крупицам с помощью дорогой и громоздкой аппаратуры. Сегодняшняя электроника, начиная от бытовой широкого назначения и заканчивая специализированной узкого применения, мобильна как в смысле "привязанности" к громоздким источникам питания, так и в смысле возможностей трансляции получаемой информации практически в любую точку земного шара.

Гигантский массив информации, генерируемый десятками миллионов мобильных (и не очень) устройств, может стать источником для формирования глобальной "динамической копии реальности". Под географический интерфейс Google Earth или системы, подобной Lifeplus можно будет загнать тысячи терабайт информации, доступной для использования там где угодно и когда нужно. Постоянно обновляемая и расширяемая "динамическая копия реальности" стала бы как инструментом для ученых, так и своего рода глобальной библиотекой для простых граждан.

Описание перспектив использования подобной информационной среды заняло бы не один десяток печатных страниц. Анализ причин культурного, социального и политического плана, по которым ее возникновение проблематично, займет как минимум равнозначный объем текста.
 
 

Создание сайтов и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(981) 760-8865

e-mail: w e b m a s t e r @ r o m v e r . r u
icq 3681771  © 1997 - 2024 romver.ru