В конце марта все СМИ
заговорили о важном известии: через год в России может быть запущен
государственный поисковик. Это сообщение впервые появилось в
авторитетном информационном издании РБК daily. В своей статье «Кремляндекс»
газета ссылалась на три анонимных источника в крупных
телекоммуникационных компаниях и одного инвестбанкира, также
безымянного.
«На стартап!» или с чего начинается интернет-Родина
Согласно РБК daily, идея национализировать поиск в Рунете принадлежит первому замглавы администрации президента Владиславу Суркову.
Предложение кремлевского идеолога было одобрено, а проект отдан в
ведение Министерства связи и массовых коммуникаций. По предварительным
оценкам, на реализацию проекта правительство запланировало выделить 100
млн. долл.
Предпосылки
Сегодня в Рунете поисковый рынок поделен между четырьмя основными игроками: Яндекс (62,9%),
Google
(21.9%), Mail (8.3%) и Rambler (3.0%) – причем только Google не
является национальным поисковиком. Однако под его натиском в мире
устояло не так много стран: собственные поисковые системы сохранились в
Китае, Чехии, Эстонии, Норвегии и России. Есть чем гордиться:
национальный продукт оказался стойким к «коррозионному» влиянию
западного интервента.
Но зачем же тогда Кремль хочет ввести на рынок еще
одного конкурента, ведь это может значительно дестабилизировать
сложившуюся благоприятную ситуацию? Причины, как и следовало ожидать,
исключительно политического характера.
Причины
Любая поисковая система – это стратегический ресурс, способный влиять на «умы и настроения» народонаселения. «В
отличие от уже существующих систем новая должна быть более
ориентированной на государственные нужды, в том числе обеспечивать
доступ к безопасной информации, фильтровать сайты с запрещенным
контентом», — пояснил РБК daily один из информационных источников.
Таким образом, будущему поисковику отводится роль файрвола в
информационном пространстве страны.
К финансированию проекта привлекаются исключительно
российские инвесторы, и в числе акционеров не будет иностранных
представителей. «Таким образом, власть сможет получить относительно контролируемый поисковик с лояльными владельцами», — говорит другой собеседник.
Опыт
Веб-история знает немало примеров государственного
регулирования поисковых систем. Некоторые из них преданы официальной
огласке, о других можно только догадываться. Так, например, самый
популярный в мире поисковик Google начинался как учебный проект
государственного университета, генеральный директор Google Эрик Шмидт
всегда состоял в «приятельских» отношениях с Хиллари Клинтон,
а американские власти не раз оговаривались, что Google должен
способствовать и способствует делу демократии. Что говорить, в кулуарах
давно заподозрили поискового гиганта в связях со спецслужбами.
Другое дело наш отечественный продукт – Яндекс.
Завоевав более половины поискового рынка России, Яндекс не смог не
привлечь к себе внимания властей. Номинально став «частью национальной
инфраструктуры», компания продала Сбербанку приоритетную акцию, дающую
право накладывать вето на продажу более 25% акций компании. Как вы
думаете, во сколько обошлась государственному банку такая привилегия? В
1 евро.
Раз сервер, два сервер, будет поиск
Средства
Как утверждают источники РБК daily, в качестве
базовой платформы для создания поисковой системы рассматривался
Рамблер. В компании от комментариев по поводу возможности потери
суверенитета уклонились.
Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», в своем интервью
радиостанции «Эхо Москвы» сделал предположение, что в этих целях может
быть совершена попытка оживить устаревший российский поисковик aport.ru. Уцепившись за небрежную реплику Ашманова, журнал «Вебпланета» 1 апреля разместил сообщение
о «короновании» Апорта в качестве национального поисковика, причем в
указанных первоисточниках об этом не было ни слова. Запамятав
посмотреть в календарь, многие СМИ оперативно подхватили эту
первоапрельскую «новость».
Участники
На сегодняшний день известны
имена трех компаний, которые могут быть задействованы в создание нового
поискового продукта. Это «Ростелеком» (одна из крупнейших
телекоммуникационных компаний), «Ашманов и партнеры» (IT-консалтинг) и
ABBYY (разработчик программных продуктов). Представители организаций от
комментариев уклоняются. И.Ашманов в интервью «Эхо Москвы» признался: «Вопросы
такие задавались далеко не мне одному, а многим сильным игрокам рынка,
у кого есть либо люди, либо технологии, либо что-то еще».
«Сильные игроки рынка» свою сопричастность проекту не афишируют, но в глобальной Сети сложно что-либо утаить. Уже сейчас на HeadHunter от компании «Ашманов и Партнеры» появилась вакансия,
требованием к которой является «опыт построения и поддержки системы из
100+ серверов с ПО внутренней разработки на всех стадиях». 100+
серверов -это удел явно не слабонагруженного интернет-сервиса.
Перспективность
А теперь давайте разберемся с основным –
перспективностью вопроса. Может ли заполучить должную популярность
кремлевское детище, и что нам, смертным пользователям, от этого светит?
За комментариями по этому вопросу мы решили
обратиться к представителям известных телекоммуникационных компаний. В
итоге мнения разделились: одни ориентировались в своей оценке на
объективные показатели пользовательского спроса, другие намекали на то,
что Кремль недооценивать не стоит.
Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент»: «Проект
амбициозный и теоретически нужный. Но вряд ли он появится в обозримом
будущем… ГП займет на рынке доли процента и будет пользоваться спросом
в крайне узком сегменте поисковых запросов – а именно, при поиске
госинформации (закупки, аукционы и пр.). Подавляющее же большинство
пользователей предпочитает поиск без фильтров и цензуры».
Марина Анисимова, пресс-секретарь «Рамблер Медиа», также считает, что кремлевская затея окажется трудновыполнимой:
«… потребуются очень большие инвестиции и время. Задача осложняется и
тем, что российский пользователь уже сейчас имеет возможность выбирать
между Яндексом, Гуглом и Рамблером. То есть у него должны появиться
веские причины поменять сервис, которым он пользуется постоянно».
У Игоря Ашманова другой взгляд на этот вопрос. Известный российский интернет-специалист считает,
что при грамотном внедрении продукта с использованием государственных
полномочий, например, установкой во всех некоммерческих организациях и
привлечения «близких к государству владельцев интернет-ресурсов», новый
поисковик сможет в перспективе обогнать Google и занять второе место на
поисковом рынке: «Государственный поисковик - вполне реальная вещь, если государство захочет его сделать».
Тренд на «happy end»?
Следует отметить, что Минкомсвязи в России уже посодействовало появлению государственной почты для получения госуслуг в электронном виде, кириллического домена верхнего уровня .РФ, на сегодняшний день уже находящегося под контролем государства, а также социальной сети для сотрудников органов государственной власти «Регионалочка». Как знать, может и появление подконтрольного Кремлю поисковика уже не за горами.
Завершить статью хотелось бы комментарием Аллы Забровской, PR-директора компании Google: «…мы
приветствуем конкуренцию в поисковых системах, поскольку она
стимулирует компании развивать новые более интересные и полезные для
пользователя сервисы… Ведь в нашей индустрии, как, наверное, нигде
больше, всего один клик отделяет пользователя от перехода на другой
сайт, если он не удовлетворен качеством информации или обслуживания.
Конечно, речь идет о честной и добросовестной конкуренции, при которой
все участники поставлены в равные условия».