КИБ 2008. Поисковая составляющая. Что же касается качества поиска, то, по мнению Игоря Ашманова, Яндекс догнал Google по этому показателю. Да и Рамблер с лета улучшил свои результаты.
На Круглом столе, посвященном поисковым системам рунета, о «качестве поиска современных и будущих поисковых машин» с присущим ему юмором рассказывал Игорь Ашманов.
Весь его доклад был основан на данных одноименного анализатора Analyzethis. Текущее состояние поисковых систем рунета Ашманов описал аллегорично: Яндекс стоит как вкопанный; Рамблер падает; GoGo – слабый, но рост; Вебальта умерла (правда, добавил, что у нее, по слухам, появилась новая реинкарнация – поисковик Ягун).
Что же касается качества поиска, то, по мнению Игоря Ашманова, Яндекс догнал Google по этому показателю. Да и Рамблер с лета улучшил свои результаты.
Далее в докладе шла речь об аудитории поисковиков. На представленных графиках было видно, что поведение пользователей Яндекса похоже на прямую с обвалами (спадами аудитории, которые приходятся на выходные дни). Вывод: Яндексом больше пользуются в офисах.
У Google, наоборот, в выходные дни наблюдаются небольшие подъемы аудитории, что подтверждает известный факт: Google пользуются, в основном, гики, которые и по выходным свою интернет-активность не снижают.
Что касается Рамблера, его аудитория ведет себя ровно, без спадов и подъемов, чем удивила Игоря Ашманова.
По эмоциональной оценке докладчика (точных цифр он не предоставил) 95% всех страниц в выдаче являются спамными. Отсюда одно из главных условий улучшения качества поиска –
• борьба со спамом (платными ссылками, дорвеями); • далее нужно делать выдачу более структурированной, возможно, составной; • уделять внимание анализу контента.
По словам Ашманова, на последнее все поисковые системы сейчас делают упор, но мало внимания уделяют анализу запроса (речь идет об опечатках и орфографических ошибках в запросах).
Правда, Яндекс сделал в этом направлении большой рывок, выпустив уже 2 версии « опечаточника».
Свой взгляд в будущее поисковых систем Игорь Ашманов обрисовал так: - поисковый запрос должен состоять только из содержательной части. Поясним на таком примере. По запросу «купить ноутбук» по сути поисковая система должна искать и выдавать сайты, на которых ноутбук продается. - через год в выдачу уже, возможно, будут подмешиваться результаты социального поиска (сервисы вопросов/ответов).
В ответ на призыв Ашманова работать над анализом запросов Илья Сегалович, технический директор Яндекса, рассказал о том, какие работы в этом направлении ведутся уже сейчас.
Запрос классифицируется по многим факторам: • тематика; • локализация; • жанровая классификация (речь как раз о примере с «холодильником», запрос «купить холодильник» будет соответствовать сайтам, на которых они продаются); • исправление опечаток двумя способами – либо поисковая система сама, либо пользователь.
Также Сегалович сказал, что в ближайшем будущем появится функциональное расширение запроса. Например, к выдаче по запросу «МГУ» будут подключаться сайты, которые релевантны запросу «московский государственный университет» .
Довольно интересные диалоги разворачивались между выступлениями докладчиков. Например, на вопрос из зала, закончится ли когда-нибудь война оптимизаторов с поисковиками, Илья Сегалович ответил, что нет, она будет вечной. Игорь Ашманов при этом пошутил, что раз уж Quintura объявила себя убийцей Google, дадим ей возможность сделать свое дело, а уж ее-то оптимизаторам «пристукнуть» будет проще.
Доклад Аркадия Морейниса о вертикальном поиске Рамблера практически повторял то, что Аркадий рассказал Анне Макаровой в недавнем интервью SEOnews.
Сергей Кузнецов (Smartus) выступал с докладом «Кто потеснит полнотекстовый поиск?» .
Интернет начинался не с поиска как такового, а, как известно, с каталогов (Yahoo с свое время представлял собой как раз каталог сайтов). Однако поддерживать актуальность такого количества ссылок на сайты было сложно, ресурсы со временем закрывались, но продолжали висеть в каталоге и возникла необходимость перехода к полностекстовому поиску.
И тут есть немало трудностей. Пока трудно искать что-либо, кроме текста. А текстовые запросы бывает сложно оформить корректно, особенно новичкам. Учитывая, что не более 6% пользователей идут дальше 10-го результата, можно предположить, что процент неудовлетворенных поиском пользователей велик.
Далее докладчик предлагает несколько моделей (сценариев) пользовательской неудовлетворенности. Часто она возникает, если • Пользователь – «строитель» : т.е. запрос вводит высокопрофессиональный, соответственно, редкий, и не находит в выдаче релевантных страниц. • Пользователи – «дети» : новички, которые не знают, как составить правильно запрос. В этом случае проблема со временем решается, в зависимости от быстрообучаемости пользователя. • Пользователь – «студент» : поиск рефератов, научных трудов. Чаще всего выдача заполнена дублями перепечатанных текстов и найти что-то действительно полезное бывает зачастую просто невозможно.
Что нужно сделать поисковым системам для улучшения качества поиска: - более продвинутый интерфейс; - улучшенная визуализация результатов поиска; - вертикальный поиск; - поиск по ограниченной базе источников; - тематический поиск (пример – Google Finance).
Кстати, последний пункт говорит о частичном возвращении каталогов в поиск, но в более продвинутом варианте, поскольку такие каталоги будут содержать только актуальную информацию.
Докладчик от Mail.ru Михаил Костин рассказывал о видеопоиске в рунете. А именно о результатах деятельности запущенного в 2007 году GoGo. По статистике запросов самые популярные тематики: 30% - порно; 28% - музыка; 27% - кино; 5% - юмор.
Отдельно докладчик уделил внимание особенностям поведения пользователей на видеопоисковике. По большей части, здесь наблюдается более глубокий просмотр, чем в обычном, текстовом вебе (больше просмотров и кликов). • 7% переходов по первой ссылке в выдаче • 15% переходов далее 10-ой страницы • Средняя глубина просмотра 2,7 страниц. • 41% переходов с первой страницы выдачи.
В целом по работе GoGo было сказано, что на текущий момент проиндексировано порядка 3 млн. роликов. По словам Михаила, в выдаче нет спама. Однако 30% роликов повторяются, поскольку у популярных роликов бывает много копий.
За круглым столом, посвященным контекстной рекламе, докладчики пришли к общему мнению, что сейчас пришло время глобального таргетинга рекламы. В 2007 году заговорили о поведенческом таргетинге, но какой-то революции в этой области прошедший год не принес.
По эффективности, как было сказано за столом, поисковая реклама превосходит другие: глубина просмотра 6,3 страницы. Для контекстной рекламы на сайтах и поведенческой цифра составляет 5,5 страниц.
Алексей Басов (Бегун) высказал мнение о том, что эволюция рекламы - баннеры контекстная реклама поведенческий таргетинг социально-демографический таргетинг - закончится на последнем из названных этапов и дальше не пойдет, поскольку получение более подробной информации о пользователе выйдет за рамки законности.
Также было сказано, что, действительно, сейчас все силы игроков рынка брошены на освоение блогов, форумов контекстной рекламой, но вот социальные сети в рунете пока монетизируются плохо.
Владимиру Долгову (Google) слушатель из зала задал вопрос, когда же все-таки в России можно будет получать деньги, в частности, банковскими переводами. Долгов ответил традиционна: «достаточно скоро», но без точных дат.
Кстати, высказывание одного из слушателей о том, что он обманывает Google на контекстной рекламе, всех заитересовало. И он рассказал, что в своих объявлениях публикует номер телефона (он занимается таксоперевозками), и пользователи, не кликая на объявление, просто набирают номер.
Один из вопросов аудитории касался API Директа. Алексей Третьяков, коммерческий директор Яндекса на это ответил: «Я бы хотел, чтобы появился в этом году, но это не от меня зависит».
По вопросу количества кликфродовАлексей Басов (Бегун) ответил, что в их системе они составляют 30%. Однако с ними борются как с помощью онлайн-мониторинга, так и с помощью посткликового анализа.
По поводу контекстной рекламы в мобильном интернете, докладчики объяснили слушателям, что пока эта область развита мало, ни рекламодатели, ни системам размещения рекламы.
Жирной точкой в КИБе-2008 стала последняя секция «Поисковая оптимизация: грабли, на которые мы наступаем». За круглым столом собрался звездный состав Игорь Ашманов (Ашманов и партнеры), Константин Шурыгин (Ашманов и партнеры), Андрей Веселов (Биплан), Сергей Кошкин (SmartSEO), Алексей Иванов (Синилок), Сергей Людкевич (Текарт), Евгений Пошибалов (SAPE).
Начали с вечной проблемы, кочующей от одной SEM-конференции к другой – не налаженные отношения заказчика и SEO-компании. Именно на эти грабли многие компании продолжают настойчиво наступать. Одним по-прежнему нужны 100% гарантии, вторые продолжают объяснять, что в SEO это невозможно. Единственное, что может гарантировать SEO-компания это: 1) сайт не будет забанен поисковым системами, а 2) бюджет, выделенный на ссылки, будет потрачен именно на ссылки. По мнению Константина Шурыгина, SEO-компания – это как бригада трактористов, которую вы нанимаете вспахать поле, и требовать с нее гарантии за будущий урожай не совсем разумно.
Однако есть компании, у которых получается найти компромиссные решения, например: Биплан предлагает своим клиентам застраховаться от неожиданного результата. Но, по словам Андрея Веселова, прибегать к этому приходится редко, портфолио очень убедительное. На доверии предлагает строить отношения и Сергей Кошкин, сравнивая SEO-партнерство с браком, где партнера нужно выбирать «понимающего и подходящего под поставленную задачу». С этим соглашается и Александр Митник, но прибегает к другой аллегории: SEO-компания – это «адвокат», к которому приходят по рекомендации других клиентов, принимая во внимание его авторитет и позиции на рынке. «Мы не хотим, чтобы с нами пробовали, мы хотим, чтобы с нами работали», с этой целью компания Митника берет трехмесячную предоплату за свои услуги, но с гарантией возврата денег.
Следующие грабли поджидают SEO-компании на ссылочном поприще. Не обошли вниманием риторический вопрос, а можно ли покупать ссылки? Ответственный за платные ссылки сказал, «покупать можно», но в разумных количествах. Плюс к этому Евгений Пошибалов призывал вебмастеров прилично представлять ссылки на сайте, не писать в анкорах бессмысленный набор слов. Но ссылки ссылками, а лучше использовать все методы в комплексе – в изменчивой среде однобоким быть нельзя, говорит Евгений.
Здесь самое время вспомнить о законодателе этих самых изменений и его последнем творении – Магадане, который, по словам участников круглого стола, оказался вовсе не таким страшным, как ожидали. Новый алгоритм продолжает препарироваться, но уже сейчас специалисты берутся утверждать, что - большее внимание стало уделяться внутренней оптимизации, - было пересмотрено ранжирование по низкочастотным запросам, - отфильтрована большая ссылочная масса.
С последним утверждением поспорил Евгений Пошибалов, сказав, что все дело в появившейся у Яндекса песочнице, именно поэтому старые ссылки стали работать лучше. В обсуждении Магадана принял участие неожиданно появившийся Аркадий Волож, генеральный директор Яндекса. Так аудитория узнала о том, что будут и другие версии, а следующую поисковую программу назовут Находка (если следовать принципу игры «города»).
И завершая тему грабель, осталось сказать, что комплексному подходу к поисковому маркетингу часто мешают разобщенность интересов участников процесса. Оптимизатор решает свою задачу – вывести конкретную страницу по конкретному запросу на конкретное место, а будет ли трафик целевым не важно. В результате, работа выполняется в отрыве от комплексного интернет-маркетинга. К тому же, и с заказчик может попасться несговорчивый, которого сложно убедить в необходимости что-либо поменять в дизайне сайта.