Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Денис Судилковский. Юзабилити 2.0 Интернет растет и совершенствуется, в нем появляются новые возможности, а старые технологии отмирают.




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Денис Судилковский. Юзабилити 2.0 / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Когда-то слово интеренет писалось с большой буквы, сеть считали чем-то далеким и ассоциировали с учеными в белых халатах. Никто бы и не подумал тогда, что спустя всего несколько десятилетий это творение военных настолько плотно войдет в нашу жизнь. Сегодня проверить электронную почту так же просто, как и сварить утренний кофе, который все больше людей разделяют не с газетой в руках, а с монитором.
Интернет растет и совершенствуется, в нем появляются новые возможности, а старые технологии отмирают. Это особенный виртуальный мир, который все больше и больше взаимодействует с нашим, реальным. А мы и не сопротивляемся, ведь сеть дает уйму преимуществ, которых человечество было лишено ранее.

Предлагаю вам совершить уникальное путешествие во времени, посмотреть на развитие коммуникаций и отношений между человеком и компьютером. Мы рассмотрим проблемы юзабилити, возникающие на пути развития всемирной паутины, и проанализируем эффективность их решения.

Web 0beta. Первый клик.

Конец 80-х, начало 90-х годов. Интернет все еще дорогая игрушка профессоров университетов, но до информационного взрыва осталось совсем немного. Уже приняты стандарты, появился первый HTML-браузер, World Wide Web, контент начинает расти.

Пропускная способность сети пока что позволяет обмениваться лишь текстовой информацией, но преимущества гипертекста уже очевидны. Возможность связывать различные документы между собой посредством ссылок кажется чем-то фантастическим и, главное, удобным.

Пользовательские интерфейсы программного обеспечения компьютеров все еще весьма примитивны и сложны для обывателя, тем не менее, с HTML-документами нет никаких проблем. Код полностью семантичен, его одинаковая обработка и последующее визуальное предоставление гарантировано на любом терминале. Прежде всего, это объясняется практически одинаковой аппаратной составляющей компьютеров и «не смелостью» веб-дизайнеров того времени. Сайты создавались по особым правилам, нарушить которые не позволяли ограниченные возможности технологий.

Отсутствие CSS и лишь базовый набор дискрипторов в HTML 1.0–2.0, не разнообразие и малофункциональность браузеров, низкая скорость передачи данных ограничивали творчество и фантазию дизайнеров. С другой стороны эти же факторы не давали нарушить основные правила юзабилити, открывая возможность формированию и укреплению такого понятия как «веб интерфейс».

В своей основе этот интерфейс, естественно, черпал принципы из уже сформированной системы взаимодействия человек-компьютер. Придумывать еще один велосипед не было необходимости, навигация в web производилась с помощью кликов по ссылкам, основной (и единственной) программой для работы с информацией в сети служил браузер, UI которого включал в себя кнопки переключения «Вперед / Назад», полосы прокрутки и адресную строку.

Юзабилити того времени даже не догадывалось о проблемах, которые поджидали его в будущем.

Web 1.0. Информационный бум.

Операционные системы компьютеров с интегрированным браузером, формирование сети провайдеров не только в развитых странах, но и на территории бывшего СССР, уровень доступности интернета повышается не по дням, а по часам, это все приводит к информационному взрыву.

Интернет обеспечивает доступность информации и знаний, что позволяло ему самостоятельно нести технологии собственного создания. Количество сайтов росло в геометрической прогрессии, и это ущербно повлияло на их качество. Если раньше разработкой сайтов занимались группы специалистов, то сейчас эти технологии стали доступны практически любому школьнику или студенту, овладевшему компьютерной грамотностью.

Скорость подключения к всемирной паутине была уже на отметке ~20Кбит/сек позволяла передавать информацию не только в виде текста, но и небольшими графическими изображениями. Да и сам общий объем передаваемой информации значительно вырос.

Доступность технологий в сочетании с отсутствием четких правил их использования привело к первым действительно серьезным проблемам юзабилити. Усложненная и запутанная навигация, изображения без alt-тега, невалидность и несемантичность кода в сочетании с не совершенностью самих технологий, таких как разная кодировка ОС компьютеров, достаточно большая дельта в разрешениях экранов пользователей (от 320х240 до 800х600), разнообразие браузеров, которые по-разному интерпретировали и отображали один и тот же код значительно ограничивали доступность сайтов для всех пользователей.

Прогресс вскоре исправил ошибки технологий, браузеры более-менее одинаково обрабатывают HTML и JavaScript код, появилась возможность автоматического определения кодировки браузером, уменьшение дельты разрешений (от 800х600 до 1024х768). Но прогресс подразумевает и само развитие этих технологий.

HTML 3.0, а вскоре и четвертая версия, каскадные таблицы стилей (CSS), и более расширенный JavaScript дали веб-разработчику довольно мощные инструменты управления отображением содержимого браузера. Но был ли дизайнер готов к работе с этими инструментами?

К сожалению – не был. Основная причина проблем юзабилити это неправильное использование предоставленных возможностей. Проблема слишком мелкого текста на страницах рассматривалась более 10 лет, и не была решена до сих пор! Возможность создания достаточно крупных порталов с большим объемом информации приводила к неправильной ее организации, и вследствие, крайне неудобной системой внутренней навигации. Поисковые механизмы и сегодня не идеальны, задача найти необходимое содержимое на сайте превращается в длительное путешествие по многочисленным страницам из поисковой выдачи.

Повышение скорости передачи данных в сети позволило отображать на странице больше графических элементов. В ущерб практичности и «ради дизайна» веб-разработчики создают меню картинками, и анимируют их с помощью JavaScirpt, подразумевая, что у большинства пользователей отображение графики и обработка скриптов в браузере не отключены, что в действительности по статистике верно, но большинство это не все.

Юзабилити веб, как наука, несет в себе идею доступности и удобства использования интернет-сайтов для всех пользователей без исключения.

Web 2.0. Социальный фактор.

Развитие веб-технологий, а также непосредственно фактор интеграции интернета в общество привили к такому социальному феномену как Web 2.0. Основное отличие от «первой версии» это организация социальных сетей, и генерирование контента самими пользователями.

Такой подход подразумевает под собой изменение самой модели веб-сайта. Теперь это не кладезь статической информации, а инструмент выполняющий коммуникативно-информационную функцию. Связь между человеком и компьютером в таких отношениях более плотная, так как компьютер, по сути, выполняет лишь роль посредника между двумя и более пользователями, что требует повышенного комфорта использования ресурса.

Эти условия значительно повлияли на визуальный стиль web 2.0 сайтов. Крупные поля форм и размер шрифта, достаточная контрастность текста и фона, яркие ссылки и отличимые элементы навигации.

Попытки разработать простой дружественный веб-интерфейс (с целью вовлечения в сеть наибольшего числа пользователей) приводят к максимальному его упрощению, что положительно отображается на юзабилити таких сайтов. Если что-то можно сделать одной кнопкой или ссылкой, второй, дублирующей, на странице не будет. Но неужели у web 2.0 нет проблем с практичностью?

Проблемы есть. Конечно, «вторая версия» значительно выигрывает у первой в плане удобства использования, но сам принцип внутреннего взаимодействия социальной сферы для веба является новшеством, что приводит к экспериментам с интерфейсом, порой не самых удачных.

Новомодная увлеченность AJAX технологиями, конечно, позволяет создавать интересные эффекты, экономить трафик, но адаптация к таким решениям у пользователя приходит не мгновенно, вследствие наблюдаем картину, когда посетитель сайта пытается действовать привычными ему методами, которые с новыми технологиями не работают. К примеру, кнопка «Назад» в браузере является вторым по значимости инструментом после курсора мыши. При использовании частичного обновления информации на странице (AJAX) этот инструмент уже неправильно работает. Тоже самое и с системами поиска, индексация страниц с динамично обновляемым контентом практически невозможна, что доставляет порой значительные неудобства.

Системы глобальной множественной идентификации в социальных сетях сегодня только входят в норму. Технологии Open ID позволяют не обременять посетителей отдельным входом в каждую социальную сеть, интернет становится более персонализированным. Это естественный путь прогресса ориентированный на упрощение основных «рутинных» функций.

Технология RSS сейчас применяется не только в блогосфере, любой веб-проект регулярно добавляющий свой контент должен перейти на эту технологию, иначе он утратит значительную часть своей аудитории. Но и это новшество имеет собственные ограничения и правила использования. Веб-мастер не имеет возможности четко регулировать отображение контента в feed-ленте, большинство rss-ридеров позволяют пользователю самостоятельно настроить стиль отображения информации на мониторе, будь то текст, графика или мультимедиа.

Что касается самого мультимедиа – это скорее феномен не web 2.0, а значительного скачка пропускной способности интернета. Еще несколько лет назад потоковое видео было уделом счастливцев имеющих выделенную линию, сегодня даже мобильный телефон с технологией EDGE позволяет просматривать ролики на YouTube.

Социальный фактор заставил задуматься веб-разработчиков не над красотой сайта, а над удобством его использования для максимально широкого круга пользователей. Значимость контента в web 2.0 намного превышает значимость качества графики. В таких условиях конкурировать можно по двум показателям – качество содержимого, и удобство его использования в целом.

Web 3.0. Мечты on-line.

Что мы можем ожидать от всемирной паутины в самой близкой перспективе? Для этого совсем необязательно фантазировать и что-то придумывать, достаточно оглянуться вокруг и отметить все логические пути развития сети. Бессмысленно отрицать, что интернет еще больше проникнет в реальную жизнь обыкновенных людей, он уже «захватил» наши компьютеры, мобильные телефоны и, даже, некоторые телевизоры, теперь веб примерился к MP3-плеерам и цифровым фотокамерам.

Количество устройств с выходом в глобальную сеть с каждым годом будет только увеличиваться, совсем скоро нас ждут холодильники, часы, и прочие привычные в повседневности вещи, но уже с доступом в интернет. Но если ассортимент устройств расшириться на столько, что же станет с веб-интерфейсом? Как одновременно адоптировать сайт под потребности 42” плазменной ТВ панели и кухонной соковыжималки?

Интернет не станет многоликим, никто не будет создавать несколько версий одного и того же сайта, эта работа перейдет под ответственность изготовителей устройств, или сторонних разработчиков программного обеспечения, выступающего в роли посредника. Так, к примеру, сейчас браузер Opera Mini использует собственные веб-сервера для конвертации привычных нам сайтов в «урезанные» версии для экранов мобильных устройств.

Веб-мастера в будущем переквалифицируются в веб-архитекторов, им достанется проектирование сложных структур взаимодействия в треугольной системе «человек-компьютер-общество». Юзабилити будущего все меньше внимания будет уделять внешнему отображению информации, вместо этого акценты будут расставлены на общих принципах работы с системой, и удобстве ее использования.

А что же тогда достанется графическим дизайнерам? Скорость подключения к сети позволит полностью наслаждаться всеми радостями мультимедиа, сделав из дизайнеров режиссеров, эта часть интернета превратится в персональное интерактивное развлекательное шоу. Здесь эксперты по юзабилити будут трудиться над максимальным упрощением процесса использования продукта, ведь его окупаемость будет гарантирована лишь при условии массовости.

Юзабилити в мире web 3.0 останется наукой практичности, основной задачей будет все то же удобство использования, а с развитием интернета изменятся только методы достижения цели. И кто знает, быть может, в будущем нас ждут идеальные сайты?

Денис Судилковский, автор блога «Бизнес Дизайн» (http://bizdesign.com.ua/)

3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank