Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Понятие айдентика. Знаки и символы управляют миром – а не слово и не закон. Айдентика. Что сие означает?




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Айдентика / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Имеющий уши да услышит! Фирменный стиль, корпоративный стиль, система фирменной идентификации, корпоративная идентификация, айдентика… Каких только терминов не придумали в рекламном мире для обозначения того, что в западной практике именуется «corporate ID» и «brand ID» (от англ. identity – «идентификация» - перевод). Все они обозначают одно и то же понятие. И используют их, в основном, исходя из собственных вкусовых пристрастий.

Попробуем разобраться в формулировках.

    Все перечисленные выше термины обозначают совокупность художественных приемов графического дизайна для создания оригинальных коммуникативных и рекламных материалов. Какие выгоды сулит это участникам рынка? Представьте, что все плакаты, листовки, макеты в прессу и даже сувенирная продукция будут созданы в едином стиле – в одной цветовой гамме, с использованием традиционных для вас элементов и т.д. У сотрудников будут одинаковые бэйджики и фирменные бланки и другая документация. Тогда у всех, кто сталкивается с вашей рекламной и коммуникативной продукцией, сложится представление о единой, сильной организации – вашей, где все от рядового служащего до держателя компании представляют одну команду. Единое стилевое визуальное решение повысит узнаваемость вашей продукции и упорядочит рекламные и маркетинговые мероприятия. Таким образом, разработка айдентики – в первую очередь, служит укреплению статуса компании или бренда на рынке.

    Единожды спроектированная корпоративная айдентика сводит воедино различные мнения руководителей и сотрудников рекламно-маркетингового подразделения компании, способствует созданию рекламы «одного почерка». В результате уменьшается вероятность принятия произвольных, недостаточно квалифицированных решений, сокращаются стоимость и время разработки и изготовления рекламных материалов. Стало быть, существенно повышается оперативность, гибкость и актуальность рекламы конкретного бренда.

    Таким образом, айдентика, (фирменный стиль, корпоративная идентификация и пр.) – это визуализованное (а, зачастую, и материализованное) отражение сущности бренда, стратегии его позиционирования. Грамотно разработанная айдентика является одним из наиболее эффектных средством конкурентной борьбы.
Логотип

Логотип уходящей эпохи

Когда мне случайно попался на глаза этот логотип, я понял, что приведу его в пример в какой-нибудь разоблачительной и очень злобной статье. Вот, мол, посмотрите какой он не правильный и вообще нельзя так делать, и что он такой-сякой разэтакий. Но чем больше я силился придумать для него обличительное эссе, тем отчетливее понимал, что логотип-то мне далеко не отвратителен, а скорее наоборот.

В конце концов, я пришел к выводу, что это уникальный в своем роде пример! Для того чтоб это понять, надо вчитаться в название. НОВЭНЕРГОПРОМСЕРВИС. Какие ассоциации возникают у нормального человека, когда он слышит эти 19 букв? Нет-нет, — «энерго» выделять не честно, — какие ассоциации от слова в целом? Правильно. Ни-ка-ких! Пустота в эфире. Шум. Помехи. Серый экран в точечку.

Я смотрю на этот логотип и отчетливо представляю того несчастного дизайнера (а может и не дизайнера, но от этого не менее несчастного), которому поручили придумать для этой отрыжки совкового нейминга какое-нибудь визуальное воплощение. У меня перед глазами встает образ сгорбившегося удрученного человека сидящего над клубком из 19 литер, над 4 несвязанными огрызками.

Вероятно, он долго пытался разгадать этот ребус, пока в определенный момент пустоту у него в голове заполнило мечтательное состояние, появляющееся каждый раз, когда мозг слабо понимает, над чем работает, и пытается себя чем-то занять. И вот, впав в дремоту, этот человек вспомнил о том, как летом ездил в деревню, вспомнил в мельчайших подробностях дорогу, ведущую от дома к речушке, солнышко, сосны вдоль обочины, тишину, нарушаемую только щебетом птичек, легкий ветерок, запах недавно скошенной травы…хорошо… хорошо бы снова туда… в дере…

Очнулся. Вспомнил где он сейчас. Глянул опять на проклятые 19 букв и (Ээээх!!! Пропади оно все пропадом!)… «нарисовал» свой «ответ Чемберлену»: залез в шрифт Webdings и взял оттуда первый попавшийся символ, совпадающий с его настроением.

А на следующий день большой серьезный начальник НОВЭНЕРГОПРОМСЕРВИСА долго рассматривал розовую ель, малиновое солнышко и белую дорогу уходящую к горизонту. И, скорее всего, тоже впал в мечтательно состояние, вспомнив о предстоящей рыбалке. Потому очнулся, тяжело вздохнул и написал размашистым подчерком: «Утверждаю».

Амбиграммы

В одной из книг ныне популярного американского писателя Дэна Брауна сюжет крутится вокруг неких клейм-амбиграмм тайного общества, которые были сделаны якобы 400 лет назад. Однако, не смотря на то, что автор книги усиленно пытается сделать из нее некое обличающее послание, снабжая множеством реальных фактов, по поводу этих амбиграмм Браун признается в конце книги, что они были нарисованы его (а значит и нашим) современником — Джоном Лэнгдоном.

Амбиграмма, Ангелы и Демоны, Джон Лэнгдон, Illuminati
Амбиграммы из книги «Ангелы и Демоны». Сверху вниз: Angels&Demons, Illuminati, EarthAirFireWater. Здесь и далее автор работ — Джон Лэнгдон.
Амбиграмма, Ангелы и демоны, стихии, вода, земля, огонь, воздух
Амбиграммы из книги «Ангелы и Демоны». Earth, Air, Fire, Water

Итак, амбиграмма (от лат. ambi — двойной, и греч. gramma — буква) — слово перевертыш или (по научному) каллиграфический узор, позволяющий совместить два различных прочтения из одного и того же набора линий.

Литературным прообразом амбиграмм можно считать палиндромы — слова или наборы слов, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево (А роза упала на лапу Азора). Однако в отличие от палиндромов, амбиграммы — относительно новое увлечение дизайнеров и писателей, популяризовали которое от силы четверть века назад.

Амбиграммы бывают разных видов. Русские поэты и писатели, которые увлеклись рисованием амбиграмм, даже придумали им названия: «листовертень» (поворот на 180 градусов), «ортогонал» (поворот на 90 градусов), «двоевзор» (читаются разные слова без поворота листа). Помимо этого, следует отметить, что существуют симметричные и асимметричные амбиграммы.

Асимметричный листовертень Art&Science/Philosophy, Джон Лэнгдон
Асимметричный листовертень Art&Science/Philosophy (поворот на 180° дает другое прочтение)
Асимметричный листовертень True/False, Джон Лэнгдон
Асимметричный листовертень True/False

Самое интересное то, что пока амбиграммы не нашли широкого коммерческого применения. Всё это больше похоже на развлечение интеллектуалов. А потенциал, между прочим, огромный.

Амбиграмму можно использовать как логотип, который читается одинаково хорошо из любого положения. Первое что приходит в голову это NASA и прочие аэрокосмические агентства: им бы действительно не помешал логотип «без земного притяжения». Ну а если спуститься на землю? Да сколько угодно примеров. Возьмите в руки свои лыжи. В 50% случаев вы смотрите на перевернутую марку. То же самое со сноубордом, мячом, теннисной ракеткой и прочим спортинвентарем. Если забыть про спорт, то это могут быть предметы личной гигиены, офисные принадлежности, небольшие электроприборы. Да где угодно может пригодиться свойство логотипа читаться вверх ногами!

Логотип-амбиграмма находка для рекламы на местах продаж. Он прекрасно будет смотреться на полу, на витрине, как со стороны прохожих, так и со стороны посетителей, на прозрачной вывеске поперек движения покупателей. Амбиграмма могла бы дать зеленый свет использованию нестандартных рекламоностилей. Ведь логотип теперь находится в двух измерениях!

Симметричный листовертень Kristy, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень Kristy (поворот на 180° дает ту же картину)
Симметричный листовертень Aerosmith, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень Aerosmith
Симметричный листовертень The Faith Full, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень The Faith Full
Симметричный листовертень The Scene, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень The Scene

Синергия — слияние компаний — в наш век глобальной экономики это стало обычным делом. Большие деньги для акционеров и большие проблемы для дизайнеров. Старые половинки, как правило, хотят на равных присутствовать в новой айдентике. Как быть? Тут как никогда пришлась бы кстати хитрость с амбиграммой. Двоевзор: меж букв слова Cadbury, прочитывается Dirol. Листовертень: в одну сторону читаем Konica, в другую Minolta (кстати, они недавно умерли… может стоило сделать нормальный логотип?).

David Slavitt. Двоевзор колебания (оscillations), Джон Лэнгдон
David Slavitt. Двоевзор колебания (оscillations). Восприятие написанного как бы колеблется между двумя вариантами.
Двоевзор Jamse/Joyce. Джон Лэнгдон
Двоевзор James/Joyce. Эффект основан на переключении восприятия фигура/фон.

Профессионалы знают, что хороший логотип это узор. Амбиграмма — это идеальный узор, высший пилотаж, фантастическая смесь каллиграфии, типографики и пытливого ума. Так может логотип-амбиграмма — идеальный логотип?

Полагаю, что как одно из направлений дизайна логотипа, амбиграммы будут развиваться. Тем более что приемов создания чего-то действительно оригинального и нового в айдентике становится всё меньше и меньше.

Мастер-класс: логотип для Дизайн-центра микроэлектроники

Позади — долгие переговоры с клиентом, на руках — техническое задание и предоплата, а значит можно приступать к самому интересному этапу работы над проектом: творчеству.

Сегодня мы будем творить логотип для Дизайн-центра микроэлектроники. Дизайн-центр занимается разработкой микропроцессорных систем, интегральных схем, печатных плат, радиочастотных устройств, конструкций приборов и устройств. Дизайн-центр обеспечивает полный маршрут проектирования готовых изделий: от выработки комплекса требований, подготовки проектных спецификаций до изготовления опытных образцов, адаптации дизайна и организации серийного производства.

Обзор рынка

Разработку начнем с обзора логотипов конкурентов. Необходимо это для того чтобы выявить тенденции, штампы и затертые до дыр приемы, используемые в данной отрасли. Тенденции мы учтем, штампы и приемы запомним и сделаем все… по-другому.

Зачастую, если на рынке действуют 2-3 крупных игрока (как, например, у нас на рынке сотовой связи), то кроме символики, необходимо учитывать еще и застолбленные цветовые решения.

Открываем техническое задание (ТЗ), смотрим пункт «Конкуренты», который предварительно был любезно заполнен клиентом, и погружаемся в ласковые волны глобальной паутины.

Спустя несколько часов удовлетворенно смотрим на отловленные логотипы и снисходительно ухмыляемся. Что ж, в любом случае это еще не повод расслабляться.

Логотипы конкурентов
Так я и думал: излюбленная тема логотипов в данной отрасли — контактные дорожки микросхемы…
Еще логотипы конкурентов
…точечки и окружности.

Работа с материалом

Этот этап, на мой взгляд, играет ключевую роль в работе над проектом. Если он пройден впопыхах, абы как или вообще отсутствует, то ни о каком хорошем логотипе не может быть и речи. Дизайнер еще перед началом работы над логотипом должен с головой уйти в то пространство, символом которого будет этот логотип. Он должен разобраться в деталях, почувствовать нюансы, уловить смысл. Он должен буквально впитать атмосферу той деятельности и того сообщества людей, именуемого компанией, институтом или фондом, занимающихся этой деятельностью.

Сколько времени надо потратить на изучение материала, зависит от нескольких факторов. Во-первых, от рода деятельности Компании. Во-вторых, от времени выделенного клиентом на проект в целом. И, наконец, от сознательности дизайнера, который сам планирует этапы работы и решает насколько сильно он будет «впитывать» и насколько глубоко «погружаться».

В данном случае, за родом деятельности компании стоял весь курс электроники, начиная с элементарных частиц и заканчивая интегральными схемами. Я потратил на «погружение» неделю и в очередной раз убедился, что в жизни ничего не бывает просто так, даже лекции по микроэлектронике и схемотехнике, которые я благополучно прогуливал, считая, что знание принципов работы биполярного транзистора мне точно никогда в жизни не пригодится.

На начальном этапе помогли материалы, предоставленные заказчиком: по ним я составил список ключевых слов. По ключевым словам искал информацию в сети. Сначала читал все подряд. Потом появилось понимание, что конкретно читать и как много, а также понимание того, что до этого читал совсем не то. Поиск информации стал осмысленным и целенаправленным. Стала складываться общая картина. К концу недели картина стала обрастать деталями, причем именно в тех местах, которые были существенны для работы над проектом. В голове стали сами собой появляться какие-то образы.

Кстати, если образы появляются уже на этом этапе, отмахиваться — мол, не время еще — от них не надо. Их стоит фиксировать, сопровождая комментариями, чтобы не забыть. Потом эти почеркушки обязательно пригодятся на стадии творческого поиска.

Расписывая последовательность «погружения», я чуть не упустил одну важную составляющую этого процесса. Во время работы с материалом у вас всегда под рукой должен быть представитель Компании: какой-то специалист, который пояснит вам какие-то сложные моменты, укажет те направления, которые нужно проработать особенно тщательно, подкинет материала.

Так вот, возвращаясь к образам, если они появляются, значит, дизайнер уже ассимилировался в чуждом ему информационном пространстве, начал чувствовать тонкости, уловил нюансы. Короче говоря, он близок к «просветлению» или, проще говоря, к четкому пониманию того, в каких направлениях будет идти поиск идеи. Если такое понимание есть, самое время переходить к следующему этапу.

Выработка критериев

Критерии, служат своеобразными направляющими во время разработки логотипа, а затем — на стадии анализа созданных вариантов. Они как путеводная звезда не позволяют отклоняться от выбранного курса во время творческого поиска, когда глаз «замыливается» и понимание сути вопроса притупляется. К тому же давно известно, что ограничения стимулируют на поиск острых, не стандартных решений.

После работы с материалом были выделены следующие критерии, которыми я руководствовался впоследствии:

1. Компактность.

Основание для критерия: интегральные микросхемы стремятся к миниатюризации размеров элементов и уплотнению размещения элементов на подложке.

Прямое следствие из критерия: логотип должен иметь форму круга или квадрата, как самых компактных фигур.

2. Динамика

Основание:
а) скорость работы ИС возрастает пропорционально увеличению плотности размещения элементов.
б) состояние элементов микросхемы постоянно изменяется с одного состояния на другое

Следствие: логотип должен быть несимметричный

3. Дуальность (двойственность)

Основание:
а) булева логика, основанная на двоичной системе исчисления
б) электрон и атом, положительный и отрицательный заряд

Следствие: в логотипе с помощью конструкции или цвета должна быть выражена двойственная природа процессов происходящих в микросхеме.

4. Линейность

Основание: в ИС происходят непрерывное (хотя и дискретные) процессы. Изменение состояние одного элемента влечет изменение состояния другого.

Следствие: при разработке логотипа необходимо учитывать этот критерий, отдавая предпочтения линейной структуре построения перед, к примеру, точечной.

5. Дробность (сложность)

Основание: ИС — сложный механизм, который состоит из различных блоков, те в свою очередь из более мелких блоков (регистров и пр.) и так далее до атомов и электронов. Структура устройства многократно дробится.

Следствие: конструкция логотипа должна отражать сложность внутри простой формы.

6. Точность

Основание: данный критерий практически не требует объяснения. Точность — основное требование, предъявляемое к микроэлектронным устройствам.

Следствие: в знаке должны присутствовать тонкие, мелкие детали, которые будут символизировать точность.

7. Напряженность (близость противоположных элементов на грани контакта)

В данном случае имеется в виду не физический термин.

Основание: КМОП-технология основанная на p-n-переходе, в котором толщина и длинна канала постоянно уменьшается. Эмиттерный и коллекторный переход постоянно приближаются друг другу, а величина запирающего слоя оксида кремния уменьшается до предельной. Все элементы находятся в постоянном напряжении, все на чуть-чуть, все на нанометрах. Есть все основание полагать, что и в других технологиях (нанотехнологии, сверхпроводимость) напряженность присутствует, поэтому данный критерий можно считать не зависящим от технологии.

Следствие: в логотипе необходимо создать точки или области близости разноименных элементов, дабы имитировать напряжение между ними.

8. Внетехнологичность

Основание: знак должен быть рассчитан на то, что через несколько десятков лет технологии производства ИС кардинально поменяются. Знак должен оставаться актуальным и не устаревать морально.

Следствие: опираясь на известные в настоящее время технологии (КМОП), устройства (полупроводниковый транзистор) и логику (булева логика) при разработке знака нельзя пользоваться распространенными схематическими образами, вызывающими однозначные ассоциации. Необходимо придумать универсальный, вневременной знак.

Тема сложная, многогранная, поэтому критериев получилось много. Как правило, трех-пяти критериев достаточно для формирования четкой схемы работы над знаком. В данном случае, уже понятно, что строго придерживаться всех восьми не реально. Для себя определим, что разные варианты знаков должны удовлетворять разным наборам критериев, пересекаясь в основных: компактность, дуальность, динамика и напряженность.

Список можно показать заказчику как некий промежуточный результат работы. Возможно, он как-то его скорректирует или даст какие-то ценные замечания.

Творческий поиск

Такое громкое название, а что под ним скрывается? Да ничего особенного: сидим в кресле, слушаем любимую музыку, задумчиво водим по бумаге карандашом, рисуем точечки, палочки, закорючки. Изредка они приобретают какую-то осмысленную форму. Это вехи творческого поиска, т.е. какие-то результаты.

Результаты бывают разные. 80% «осмысленных форм» летят в корзину прямо в процессе поиска. Летят по разным причинам, про которые долго рассказывать. Еще 15% отсеиваются на стадии анализа, когда созданные прототипы анализируются в соответствии с описанными ранее критериями. Остается несколько процентов зерен (тех самых, которые отделены от плевел).

Принципиально не использую на этом этапе компьютер, потому что только мешает. Скорость поиска и его вариантность значительно снижаются. Найдя какую-то идею, увлекаешься и начинаешь ее «мучить», доводить до ума и наводить лоск, а это совершенно лишнее. Все просто: творческий поиск — работа на количество, а не на качество.

Кипа с набросками

И вот этап творческого поиска на исходе, вы выжаты как лимон, на полу и вообще везде в окружающем вас пространстве валяются десятки исчирканных листочков, а где-то среди них жирными кружочками и восклицательными знаками отмечены 5-10 вариантов рабочих идей. Рабочих в том смысле, что они перспективные и с ними можно дальше работать.

Черновые варианты

Лирическое отступление про творческий кризис и вдохновение

Понятно, что творческий поиск не может проходить равномерно. Любой творческий поиск рано или поздно заканчивается творческим кризисом. Речь сейчас не о глобальной дипрессухе, а о маленькими локальных ступорах. Природа их не ясна, хотя лично я бы с удовольствие почитал какое-нибудь исследование о методах предупреждения и борьбы с творческими кризисами.

Каждый с ними борется по своему. Начиная от прогулки по свежему воздуху и заканчивая кофеинами-амфетаминами. Но конечно самый распространенный способ борьбы со ступором, которым пользуются и безызвестный фрилансер и работник крупной дизайнерской конторы — глянцевый каталог The Best of the Best of Super Logos (название условно)!

На самом деле, ничего плохого в каталогах нет, просто надо уметь ими пользоваться. Вот, например, хвататься за каталог в самый разгар творческого поиска в надежде подсмотреть там какой-нибудь революционный дизайнерский прием совершенно не стоит. Каталог — это допинг. И совершенно не уместно его применять, когда вы еще полны сил и творческой энергии. Творческий кризис — это иллюзия вашей творческой импотенции, последствие переутомления. Надо чем-нибудь вдохновиться и все пройдет, даже не вдохновиться, а просто немножко передохнуть от постоянных умственных усилий. И каталог тут не поможет. Только загрузит еще больше.

Чем же побаловать свой уставший взор и изнуренный мозг? Банально — тем, что его радует. Уже давно настроенный на нужную волну, мозг сам выделит из, казалось бы, отвлеченных произведений, необходимую вам эссенцию. Побродите по сайтам любимых иллюстраторов, посмотрите работы какого-нибудь художника, сходите на фото-выставку.

Чтобы не быть голословным, приведу пример одной единственной работы, которая вывела меня в данном проекте из творческого ступора. Это была картина Микеланджело «Сотворение Адама».

Сотворение Адама
Глядя на эту картину, я понял, что передо мной первый в мире транзистор: еще секунда и Адам из состояния 0 перейдет в состояние 1!
Сотворение Адама, руки
Ничего более напряженного я в жизни своей не видел. Кажется, что сейчас между перстами Всевышнего и Адама проскочит искра.

Отрисовка

Мы остановились на том, что у нас на руках несколько черновых набросков и, наконец, настал тот момент, когда можно воспользоваться компьютером. Пользуемся.

Варианты логотип

Отрисовка, несмотря на то, что от названия веет рутинной и вторичностью, на самом деле является полноценным творческим процессом. Как видно из иллюстраций, некоторые наброски претерпели кардинальные изменения, сохранив лишь основную идею.

Некоторые идеи очень сложно реализовать карандашом или электронным пером, без точной, детальной прорисовки, и в виде набросков они играют исключительно концептуальную роль. Даже если графический образ получается никакой, мы-то, дизайнеры, интуитивно понимаем, что из идеи можно еще много чего выжать, воспользовавшись точными инструментами графической программы. Это как раз тот этап, когда компьютер может действительно помочь в творчестве.

Анализ вариантов

У нас есть 7 потенциальных вариантов логотипа. Но это совершенно не означает, что их все нужно выложить перед заказчиком. Да, у него будет более чем богатый выбор, но это сомнительный плюс. Практика показывает, что когда у человека далекого от дизайна слишком большой выбор, он теряется и выбирает не самый лучший вариант. Дизайнеру же сделать такое большое количество вариантов «на отлично» очень сложно, а главное — не нужно. Поэтому необходимо провести предварительный отбор, тем самым мы облегчим выбор клиенту и повысим качество работы, так как у нас останется больше сил и времени на основательную доработку оставшихся вариантов.

Сколько вариантов показывать заказчику? Я склоняюсь к трем. Хотя некоторые предпочитают показывать вообще два варианта, утверждая, что и от трех вариантов у заказчика глаза разбегаются, и на результат выбора начинают сильно влиять человеческие качества, превращая выбор логотипа в рулетку. Таким образом, больше чем над тремя вариантами работать можно, но если у проекта щедрый бюджет и обширные временные рамки, потому как все варианты должны быть одинаково качественными. Количество вариантов надо оговаривать, само собой, еще до начала работы.

Итак, проводим анализ. И опять мы обращаемся к выработанным нами критериям. Только анализ на этот раз проводится более взвешенно и основательно. Также неплохо на этом этапе показать логотипы одному-двум коллегам. При этом, помня о конфиденциальности, рассказывать о проекте совершенно не обязательно. Достаточно, чтобы коллеги оценили конструкцию знака, его оригинальность, соответствие критериям.

Например, я на этой стадии обычно пребываю в состоянии легкой эйфории от предвкушения конца работы. Два огромных этапа — работа с материалом и творческий поиск — позади, и мне поскорее хочется закончить работу и показать результат заказчику (и, конечно же, услышать от него восхищенные отзывы). В такой ситуации зачастую довольно резкие отзывы коллег являются холодным душем, заставляют взглянуть на работу критическим взглядом и вовремя исправить ошибки, которые «замыленный» глаз не видит.

Выбранные варианты логотипа
Варианты отобранные в результате анализа

Доработка выбранных вариантов

Не смотря на то, что в выбранных вариантах конструкция знака явно прослеживается, они по-прежнему далеки от совершенства. Поэтому опять включаем любимую музыку и приступаем к завершающей стадии работы над логотипом. Крутим, вертим, подвергаем сомнению каждый изгиб формы, делаем много вариантом и сравниваем их между собой.

У художников есть такое понятие — «перегореть», т.е. заработаться и своими дальнейшими «усовершенствованиями» начать портить работу. Так вот главное — вовремя остановиться и понять, что логотип готов. Но быть готов логотип должен. Ни в коем случае нельзя надеяться на то, что вот сейчас набросаю быстренько сырые варианты, а потом, когда заказчик выберет, тогда и доработаю. Потом может быть поздно.

Итак, варианты готовы. Кладем на блюдечко с голубой каемочкой и подаем под пикантным соусом. Я имею в виду красноречивые комментарии. Ведь должны же мы пояснить заказчику, что символизирует его новый логотип, чтобы он с гордостью мог написать об этом в корпоративной документации.

Вариант 1
Логотип символизирует p-n-переход, а также переход состояния (0/1, сигнал/нет сигнала). В логотипе отображена динамика уменьшения размеров элементов интегральной схемы (белые квадраты на диагонали). Цветовая палитра логотипа составлена из двух чистых (с точки зрения полиграфического процесса) красок: голубой и пурпурной и символизирует положительные и отрицательные элементарные частицы в проводящем материале.
Вариант 2
Логотип символизирует микросхему, p-n-переход, а также переход состояния (0/1, сигнал/нет сигнала). В логотипе отображена динамика уменьшения размеров элементов интегральной схемы, посредством трех градаций размеров: большой квадрат — габариты логотипа, квадраты среднего размера, из которых он состоит, и маленький квадрат, который получен путем пересечения двух средних квадратов. В логотипе показана динамика увеличения плотности размещения элементов микросхемы: два квадрата с разреженной штриховкой, квадрат по середине с удвоенной штриховкой. Цветовая палитра составлена из 2 чистых цветов, символизирующих положительный и отрицательный заряды.
Вариант 3
Логотип символизирует работу транзистора. Знак можно интерпретировать как схему энергетических уровней в момент переключения транзистора. Также можно его рассматривать как условное изменение направление тока (тонкая темная линия) от эмиттера к коллектору в момент переключения транзистора. Наконец три графических элемента объединенные в одну композицию символизируют элементы транзистора (верх — эмиттер, середина — база/канал, низ — коллектор). Если переключить восприятие на белые формы знака, то две белые линии символизируют управляющий сигнал (верхний) и управляемый (нижний), который меняет свое состояние при получении управляющего сигнала.


На этом работа дизайнера практически заканчивается. Впереди трудный выбор клиента, битва за гармонию и торжественное разрезание ленточек. Далее — работа над фирменным стилем. Но это уже совсем другая история.

Логотип: штампы, мода, плагиат

Сегодня мы поговорим о всякого рода клонах на рынке айдентики: случайных и не очень.

Штампы

Представьте, что вы ничего не понимаете в дизайне, а вас просят разработать логотип для стоматологической клиники. Что вы рисуете? Правильно — зуб. Вы, конечно же, попробуете его нарисовать так, как до вас никто не рисовал: таким здоровым-здоровым, таким белым-белым, таким кругленьким и вкусненьким. Но как бы вы не старались, а против природы не попрешь, даже у негров в Африке зубы такие же, как у вас, и вы 100% нарисуете то, что красуется на сотнях стоматологических клиниках по всему миру: белоснежный зуб на фоне голубой окружности. Почему окружности? А потому что у круга нет углов, которые могут ассоциироваться с болью. Почему голубой? А потому что голубой успокаивает и меньше всего ассоциируется с болью… И главное не забыть красивый и мощный корень, как будто это зуб не человека, а кобылы. Зачем корень? Вот это остается для меня загадкой. Ведь обычный человек такой зуб может видеть только в одном случае, когда его лишают этого зуба. Только болтающегося нерва с кусочком мяса не хватает для полноты картины…

Это я тут столько написал про один зуб. А сколько всего можно написать про такие вненациональные символы как земной шар, человеческая пятерня, глаз (кстати, что бы вы придумали для офтальмологической клиники?), звезду, сердечко, чашку кофе и еще множество локальных штампов для сфер обслуживания и торговли.

Логотипы-звезды
Звездные логотипы

Тут же пример с другой стороны. Вы никогда не задумывались, почему автосалоны очень редко используют в качестве своего логотипа колесо или руль? Может они просто находятся на той эволюционной ступени, когда есть понимание, что торгуешь не колесами, а мечтой или, в крайнем случае, имиджем? Тогда почему дантистам не хватает мозгов понять, что они торгуют не выдранными зубами, и даже не улыбками (как они вдруг дружно с какого-то будуна решили), а профессиональным решением маленьких человеческих трудностей, с которыми могут справиться только они?

Перелом сознания должен произойти прежде всего у заказчиков дизайн-услуг, но не без помощи работников этой сферы: бренд-менеджеров, менеджеров по работе с клиентами и, конечно, самих дизайнеров. Для дизайнеров стоит очень сложная задача: сначала переломать себя («ааа, все равно зарубят!») и сделать что-то совершенно новое, а потом переломать заказчика («нууу, батенька, что ж вы мне такое принесли?… может просто зуб нарисуем?»). Задача сложная, но возможная.

Выводы. Ассоциации первого уровня — в корзину.

Исключения. Вы талантливый дизайнер и вам удалось подать избитый символ в новом ракурсе (зуб, вид снизу ;))

Фонд помощи бездомным животным
Фонд помощи бездомным животным. Дизайнеры: Александр Ширышев и Лена Клубничкина. Оригинальная подача избитого символа

Мода

Мода приходит и уходит, а логотип в идеале должен быть вечен. Конечно, есть такая штука как омоложение логотипа или проще говоря рестайлинг. До этого рано или поздно доходит любая Компания, даже та, которая кичится своими традициями. И все же для того, чтобы редизайн проходил безболезненно для бренда, необходимо, чтобы у логотипа была крепкая основа, на которую время от времени можно «напылять» модность. Т.е. для хорошего логотипа мода — вторична. И наоборот, айдентика сделанная только по веянью моды быстро устаревает и нуждается не в рестайлинге, а в ребрендинге, когда от старого логотипа ничего не остается. Понятно, что второй вариант связан с большими затратами, и возможно с утратой Компанией каких-то позиций, потому что даже плохая марка со временем приобретает ценность.

Основные производители «модных» логотипов — «вдохновленцы» — любители дернуть какой-нибудь приемчик из иностранного каталога, коих сейчас великое множество. Их работа над логотипом начинается, как правило, с работы над этим источником чужих идей: сидят, листают, «вдохновение» ищут, находят — перерисовывают. Не один в один, конечно, что вы! Только чуть-чуть похоже, да и не похоже-то совсем, если присмотреться, и цвет не тот и форма другая… В общем, честные ребята.

Также модными логотипами грешат веб-студии, практикующие «комплексный подход»: «Мы разработаем вам обалденный сайт, только у вас логотип не ахти. Хотите, мы вам его переделаем? Совсем за недорого».

Вполне распространенная ситуация, когда у заказчика заказавшего сайт действительно плохи дела с логотипом, но то, что выходит из-под руки веб-дизайнера зачастую не намного лучше. С эстетической точки зрения он может быть сделан очень даже ничего (независимо от специфики чувство композиции либо есть, либо нет — на это, кстати, и напирают сторонники «комплексного подхода»), но назвать его полноценным никак нельзя. Это логотип-времянка, логотип-пустышка. Да и откуда взяться хорошо продуманному логотипу с крепкой идеей, если он делается за одну ночь, как украшение к шапке сайта.

Что же представляют из себя модные подделки под айдентику? Несколько лет назад прошел настоящий бум «точечных» логотипов, когда все кому не лень ваяли различные техногенные формы из разноцветных точечек. Потом формы и цвета в палитре закончились, и мода прошла, но отголоски слышны до сих пор. Причем эти отголоски ничего кроме недоумения не вызывают: то ли авторы проспали «бум», то ли решили тряхнуть стариной, то ли схватили просроченный каталог по ошибке.

Ныне естественным продолжение «точечного» направления стала его своеобразная мутация, которую можно обозначить как «заплавленные точечки». От их обилия вокруг рябит в глазах.

Точечные логотипы
Малая часть зарубежных лого. У нас размер этого дуршлага не меньше…

Модные тенденции в «логотипостроении» можно отслеживать до бесконечности. Смысл один: возникают они явно не пустом месте, и в некоторых случаях их применения оправдано объективными причинами (те же точечки, к примеру, идеально символизируют цифровые технологии, но… цифровой техники все больше, а точечка одна), но впоследствии, когда тенденция подхватывается толпой дилетантов, она приобретает форму бездумного копирования со всеми вытекающими нехорошими последствиями. Причем в отличие от предыдущего случая, клиенты здесь самые настоящие жертвы. Им эти тенденции в индустрии дизайна до лампочки, и разницу между красивым логотипом и логотипом хорошим они не видят.

Логотипы клоны
Данный пример, являясь клиническим случаем, гармонично завершает этот раздел. Разработчики сверху вниз: switchfoot creative, Landor and Associates, Kontrapunkt. Про хронологию создания логотипов автору статьи ничего не известно

Выводы. Если кажется, что без модного приема не обойтись, подумайте еще раз хорошенько. У задачи разработки знака никогда не бывает единственного решения. Всегда есть нетривиальные варианты, которые могут быть найдены путем кропотливого поиска и упорной работы. Весь вопрос во времени.

Исключения Решение о построении конструкции знака тем или иным способом должно быть обдуманным и взвешенным. Возможно, решение, которое примет дизайнер пересечется с «мейнстримом», и всегда найдется тот, кто скажет, что мол «уже видел где-то такое», но если оно (решение) будет обоснованным, главная цель будет достигнута: логотип будет принадлежать именно данной конкретной Компании, отражать именно ее ценности и работать в унисон с ее образом.

Торговый центр Наутилус
Торговый дом «Наутилус» Дизайнер: Евгений Головач. Награды на международных конкурсах, которые получил этот знак, говорит о том, подобное графическое решение было уместным и обоснованным.

Плагиат

В этом разделе я тоже сначала что-то хотел написать и даже привести кое-какие примеры, но потом подумал, что простую заповедь «не укради» понимает любой человек в любой точке земного шара и говорить об этом, по меньшей мере, излишне. Единственное, что хотелось бы — провести четкую грань между плагиатом и теми недостатками логотипа, о которых написано выше.

Логотип, условно говоря, состоит из 2 частей: идеи и конструкции. Можно позаимствовать идею и оригинально ее воплотить (интерпретация штампа), можно позаимствовать конструкцию для оригинальной идеи (модные тенденции). Пожалуй, плагиатом можно назвать тот случай, когда заимствуют и идею, и конструкцию. И этот недостаток уже ни при каких обстоятельствах не станет достоинством.

eldesign.ru/write/identity/article02
3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank