Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Летучие сообщества: организация и бизнес




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Летучие сообщества: организация и бизнес / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Данное выступление является продолжением моего доклада "Интернет-сообщества: организация и бизнес", который был прочитан на конференции КИБе-2006. После того доклада мне задали несколько интересных вопросов по поводу "времени жизни" сообществ и по дальнейшим тенденциям в этой сфере. На часть вопросов я ответил сразу, но стало понятно, что тема требует отдельного освещения.

Этот доклад-продолжение изначально готовился для КИБа-2007. Однако организаторы в последний момент отменили его. Между тем, никаких других вменяемых докладов на тему сообществ на КИБе не было. Из чего можно сделать вывод, что московские лидеры Рунета зажрались и не интересуется инновациями. Отныне обсуждать и развивать новые интернет-тренды лучше всего в незажравшихся провинциях, где у людей еще есть стимул работать мозгами. И вот я в Минске, на конференции "Байнет 2.0".

Виды интернет-активности: между льдом и паром

Прежде чем определять "летучее сообщество", я хочу показать место этого явления на своеобразной температурной шкале, отражащей разные состояния интернет-активости, по аналогии с состояниями вещества.

Слева у нас будет самое холодное, статичное состояние - "лед". Ему соответствуют классические сайты, где пользователь является пассивным потребителем информации.

Справа на шкале, наоборот, самое горячее, самое активное состояние - "пар". Это такие мероприятия, в которых активность пользователей очень велика и легко выплескивается в офлайн. Обычно это называют флеш-мобами. Главный недостаток флеш-моба, как и пара - его нестабильность и неуправляемость.

Посередине находится наиболее интересное, промежуточное состояние - "вода". В левой части этого состояния, то есть ближе к статике, находятся классические тематические сообщества. Обычно они возникают вокруг тематических сайтов за счет увеличения интерактивности и пользовательского контента. Однако они все-таки достаточно статичны: предполагается, что пользователь такого сообщества более-менее постоянно посещает его, и интересуется данной темой на протяжении долгого времени.

А вот в правой части "воды", то есть между классическими сообществами и флешмобами, находится то явление, о которых я хочу рассказать.

Летучее, или временное сообщество - группа людей, объединенных совместными действиями, которые локализованы в пространстве и времени. На Западе применяют термин "smart mob". То есть достаточно активная толпа, но все еще управляемая и заточенная на некие более умные достижения, чем спонтанный шуточный флеш-моб.

Самый простой пример: человек отправляется в отпуск на машине и ищет нескольких попутчиков на определенных условиях разделения затрат (совместная плата за бензин, проживание и т.д.)

Структура сервиса

Для организации летучих сообществ нужен достаточно простой сервис. Вот его основные опции:

1) Возможность анонсировать событие (создание группы)

2) Возможность найти и подключиться к группе по интересу. В отличие от обычных сообществ, здесь предполагается более сложный порог входа (информация об участниках), а также разные варианты публичности (скажем, после набора нужного числа участников группа может стать "закрытой" и работать уже без привлечения лишнего внимания).

3) Возможность работы с совместными инструментами: не только форум, но и календарь, карта, инструкции и списки участников с их ролями, и т.д. - "коммуникационные идолы" здесь более содержательные, нежели просто "общая тема".

Точки роста

Более важный вопрос - где именно могут развиваться летучие сообщества? Место и время накладывают более жесткие ограничения на эффективность такого сервиса, чем в обычном, постоянно действующем сообществе. Я предполагаю три основных точки роста:

1) Отдельный сервис "совместных мероприятий"

Недостаток - изначально нету аудитории. Чтобы ее набрать, сервис должен быть очень хорошим и глобальным, а следовательно, дорогим. Это означает - либо большие инвестиции (с непонятным результатом), либо оплата от пользователей. Второй вариант реализован в западном сервисе www.meetup.com.

Российские аналоги - www.catchup.ru, www.livents.ru - бесплатны, и видимо, просто не могут надеяться на платное участие, даже если бы захотели. Поэтому судьба их очень туманна.

2) Портал или крупный блог-хостинг

Недостаток - хотя есть массовая аудитория, портал не заинтересован в развитии специфических, не особенно массовых сервисов, предпочитая работать как простой "макдональдс".

В результате сервис поиска попутчиков на довольно богатом портале (типа Mail.ru) или на массовом тематическом сайте (типа Travel.ru мало чем отличается от небольшого стартапа (типа Mahnem.ru) - это либо простой анкетный сервис знакомств "один к одному", либо столь же банальный общий форум.

3) Специализированные тематические сообщества

Это, по-моему, лучшая точка роста для сообществ коллективных действий: такой сервис вырастает как надстройка над классическим сообществом, в котором уже есть своя знакомая аудитория, и понятны свои специфические потребности для организации офлайновых "летучек".

Примеры организации

1) TourdomProfi: временные социальные сети

В качестве одного из приложений сервиса для летучих сообществ я упомянул выше совместный туризм. К сожалению, как показывают примеры (которые тоже приведены выше), в Рунете такие сервисы пока не идут дальше обычных форумов и анкетных сервисов знакомств - то есть не приспособлены для групповой работы. Причина, видимо, в том, что индивидуальный туризм с такими вот непростыми схемами "самоорганизации" в России просто не развит. Массовый российский турист предпочитает стандартные туры. На этих "стадных" схемах и делается основной бизнес - а поиск попутчиков вообще не рассматривается как прибыльный сервис.

Тем не менее, это направление будет развиваться: хотя бы потому, что уже сейчас в Россию идут западные сервисы "коуч-серфинга" и "обмена домами". Очевидно, следом придут и сервисы для самоорганизации более крупных групп совместного отдыха.

С другой стороны, прошлой весной в Рунете появилось профессиональное сообщество для тех, кто работает в туризме - TourdomProfi. Здесь есть классические аттрибуты социальной сети (каждый участник указывает в анкете свои интересы, сферы деятельности и т.д.), но также есть сервис для организации "разовых" конференций, с приглашением только определенного круга участников (выбор по разнообразным параметрам в анкетах).

Аналогичный механизм может быть использован и в сервисе поиска попутчиков - более продвинутом, нежели обычный форум.

2) Eva.ru: Дети Месяца и Совместные Покупки

Несколько лет назад в женском сообществе Eva.ru стали спонтанно самоорганизовываться мини-сообщества из женщин, у которых роды запланированы на один месяц. Смысл таких объединений вполне понятен: вместе легче решать одинаковые вопросы, которые одновременно возникают у участников такой группы во время беременности, а затем - в процессе воспитания детей одного месяца.

Почти все эти группы создают собственные сайты, но все равно возвращаются на общий портал Eva.ru за теми общими сервисами, которых нет у отдельных сайтов. Составление каталога таких мини-сообществ и их анализ позволили нам понять, какие именно сервисы нужны "Детям одного месяца" - как для онлайновой активности (например, совместные календари), так и для офлайновой (например, Совместные Покупки).

В настоящее время эти новые сервисы еще находятся в развитии. Однако уже сейчас можно оценить, насколько популярны те же Совместные Покупки, позволяющие закупать оптом одинаковые товары - и соответственно, сильно снижать их цену для каждого участника.

Вот некоторые данные по Совместным Покупкам Евы.ру на март-апрель этого года, желающие могут прикинуть объем рынка.

Детские: 172 закупки
Наиболее популярные - детская одежда (62), игрушки, развивающие игры и книги (38), обувь (20), крупные игрушки, велосипеды и т.д. (18), коляски и автокресла (9)

Взрослые: 184 закупки
Наиболее популярные - женская одежда (59), обувь (17), постельное белье, халаты, полотенца, шторы и т.д. (12), мужская одежда (12), косметика (12), джинсы (11), аксессуары для кухни (8)

Цены закупок:
Крупные по презаказу - 100-200 тысяч рублей
Коляски и крупногабаритные товары - 60-80 тыс
Закупки одежды - 30-60 тысяч
Игрушки - 30-50 тыс

3) Pepsi.ru: тренды бренда

Еще один вариант развития летучих сообществ связан с "сообществами бренда" - об этой форме бизнеса в интернет-сообществах я рассказывал а прошлом докладе на КИБе. Позже мы на "Вебпланете" более подробно рассказывали, как запускать такие сообщества, а также о том, почему многие из них очень быстро становятся "полумертвыми". Причина простая: сообщество - не статичный сайт, который можно один раз запустить и уйти. Сообществом нужно заниматься, отслеживать его потребности и создавать новые сервисы для удовлетворения этих потребностей.

Ну а здесь я приведу более позитивный пример. Студия Sterno.ru делает уже второй сайт-сообщество для "Пепси". В обоих случаях разработчики активно занимаются поддержкой сообщества и наблюдением за его "трендами". Так, в случае pepsi-light.ru сообщество изначально создавалось вокруг общей темы снижения веса. Однако уже через год там стали заметны более специфические явления - например, самоорганизовался рейтинг фитнесс-клубов. Как развивать этот тренд, поддержит ли его компания-заказчик - это отдельный вопрос. Здесь я говорю именно о наблюдении, которое вполне может привести к отдельному сервису временных сообществ вокруг данного тренда.

На новом сайте Pepsi.ru реализован аналог подобного сервиса. Идея в том, чтобы собрать все материалы по каждому офлайновому событию на одной странице - посредством тэгов (ключевых слов).

Обычно на вебдванольных сайтах тэги ведут лишь на список статей, в которых данный тэг упомянут. В данном же случае тэг маркирует именно событие - здесь и все тексты по теме, и фоторепортажи, и обсуждение, и список всех заинтересованных участников. Фактически это и есть временное сообщество, организованное "на лету". Одновременно можно отслеживать динамику развития таких мини-сообществ, и вычислять более перспективные направления для развития сообщества в целом.

Будущее: живые игры

В прошлом году, открывая на "Вебпланете" раздел "Игры", мы прогнозировали развитие офлайновых игр с использованием Интернета как своего рода "живую альтернативу" тем искусственным веб-сервисам, которые активно навязываются нам под видом "социальных сетей". Потенциал отношений, накопленный в компьютерных играх, значительно богаче всех этих примитивных "френдов" и "одноклассников" обычных вбдванольных сервисов. Нужно лишь перенести эти игровые роли и сценарии в офлайн, а Интернет использовать как средство координации игры.

Две такие игры - Схватка и Encounter - родились в Белоруссии, и очень быстро нашли множество поклонников за ее пределами. В этом году подобные уличные игры стали настоящим бумом в Москве и Питере.

Это и есть самый настоящий smart mob. Причем объединяющие ценности, "коммуникационне идолы" этих летучих сообществ создаются буквально из ничего - тематика ограничена только фантазией сценаристов.

Формы бизнеса здесь также разнообразны. Многие модели можно взять из наработок игровой индустрии. Но есть и обратный вариант - когда уже существующая бизнес-модель из обычного сообщества дорастает до офлайновой игры.

На сайте Eva.ru такое произошло с фотоконкурсами. Они проводятся там много лет, привлекая довольно крупных спонсоров типа Procter&Gamble. Но чтобы этот процесс шел постоянно, темы конкурсов не должны повторяться (иначе будет неинтересно) и не должны быть слишком общими (чтобы конкурс "не заспамили"). Поэтому для каждого нового конкурса Общественная Редакция тщательно разрабатывает новый игровой сценарий. Один из них звучал, например, так: найти еще двух участниц сообщества Eva.ru в своем городе и сфотографироваться втроем у известного памятника в этом городе.

На этой живой иллюстрации к игре "Жизнь" Джона Конвея мой доклад подходит к концу. Напоследок скажу только еще одну важную вещь.

О пользе реальной и мнимой

Поскольку на дворе лето, я желаю всем удачно отдохнуть - возможно, как раз в компании какого-нибудь летучего сообщества. И практически оценить пользу таких сообществ для пользователя (видите, даже в самом этом слове есть "польза"). Это на самом деле серьезный критерий, особенно с учетом рекламных "пузырей", которые надуваются вокруг сообществ.

Здесь на конференции много говорили о том, что Web 2.0 - это прежде всего "пользовательский контент". Так вот, это неправда! Интернет начинался более 20 лет назад с пользовательского контента, и в большинстве своем на нем основан. Я все свои 13 лет работы в Интернете имел дело с проектами на основе пользовательского контента. Поэтому, когда в 2000-каком-то году приходят люди и говорят о "пользовательском контенте" как о некой революции - это чушь.

Суть Web 2.0 - не сам пользовательский контент, а зарабатывание на нем. Это маркетинговый вирус. Причем нормально работает этот вирус только в США - где есть большой "средний класс" с кучей лишнего времени и лишних денег, и есть хорошо организованные системы отъема этих денег у населения (электронные платежи). Поэтому любой, даже мало-мальски оригинальный развлекательный сервис может зарабатывать.

В России, а тем более в Белоруссии, ситуация другая: "наши люди в булочную на такси не ездят". Здесь нет ни армии богатых отдыхающих пенсионеров, ни армии платежеспособных подростков. Люди, которые у нас пользуются Интернетом, гораздо более практичны. Поэтому и сервисы для интернет-сообществ должны оцениваться по более существенным критериям, чем просто "возможность самовыразиться". Если вам удалось сэкономить через совместные закупки, если вы смогли поехать в отпуск с не-случайными попутчиками, если вы нашли ребенку хороший детский сад по рекомендациям пользователей своего города - вот это признаки настоящего сообщества, настоящего "Web 2.0 по-нашему". А все остальное от лукавого.
Авото Леха Андреев
взято с http://webplanet.ru/knowhow/service/l_e_x_a/2007/06/20/smartmob.html
3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank