Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Сайт Imhoclub.ru с сервисом коллективной экспертизы Рекомендата обещает спасти Рунет от засилья рекламы и монополии поисковиков. Звучит так утопично, что поневоле начинаешь искать подводные камни.




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Культурный фильтр / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Новая версия сайта Imhoclub.ru с системой коллективной потребительской экспертизы "Рекомендата" обещает спасти культурных людей от засилья лживой рекламы, попсы и монополии поисковиков. Официальная презентация этого масштабного сервиса, который позволяет находить книги, фильмы и другие товары по собственному вкусу, состоялась вчера в РИА "Новости".

Люди твоего карасса

Приход этого сервиса "Вебпланета" прогнозировала еще в новогоднем обзоре. Там говорилось, что в этом году Периодическая Система Психозов Рунета будет подорвана - на смену тупым маркетинговым вирусам "блогов" и "социальных сетей" придут более сложные концепции: "поведенческий таргетинг" и "коллаборативная фильтрация". С первым из них мы, можно сказать, уже покончили (невзирая на то, что еще пару лет на конференциях будут нудеть о счетчиках и прочих способах якобы отследить привычки пользователя).

Что касается коллективной потребительской экспертизы и коллаборативной фильтрации (можно для простоты называть "колобком"), эти идеи уже давно вынашивались Александром Долгиным, крупным бизнесменом и руководителем кафедры "Прагматика культуры" ГУ-ВШЭ. А первоначальные алгоритмы разрабатывались еще в 80-е годы в Xerox и других западных компаниях, увлеченных экспертными системами и искусственным интеллектом.

Практическая работа над российским проектом "Рекомендата" началась прошлой весной под руководством Андрея Акопянца. Две недели назад готовый сервис был обещан на РИФе"2007.

Суть технологии: пользователи ставят оценки произведениям искусства (книги, фильмы и т.д.). Но оценки эти не плюсуются в общий линейный рейтинг, а хранятся как индивидуальный пользовательский профиль (вкус). Когда кто-то ищет, чего бы почитать новенького, система подбирает ему людей со схожим профилем (вкусом) - и рекомендует то, что нравится именно этой вкусовой группе (умерший на днях Курт Воннегут называл подобные группы "карассами"). Таким образом, "Рекомендата" обещает спасти нас от ухудшающего отбора: в обычных массовых рейтингах лидируют самые примитивные вкусы толпы, которые к тому же подогреваются рекламой.

Сейчас ИМХОклуб работает на книгах. Пользователю следует оценить 30-100 книг, чтобы создать свой читательский профиль. Затем среди участников ИМХОклуба отбираются близкие по профилю (вкусу) люди - те, кто оценил ряд произведений почти так же, как вы. В результате через раздел сайта "Получить рекомендацию" пользователь получает список новых книг, которые отобраны данной группой. С книгами можно тут же тут же ознакомиться в онлайновых библиотеках, с которыми у проекта налажено сотрудничество.

На данный момент в ИМХОклубе зарегистрировано около 10.000 пользователей. В базе собрано около 100 тысяч наименований книг 40 тысяч авторов, и более 600.000 пользовательских оценок этих произведений.

Новое меценатство

Еще на РИФе Андрей Акопянц упомянул западные аналоги проекта: это Amazon.com с книжками и Netflix с видеофильмами. В этих примерах есть свои плюсы - они связаны с конкретным бизнесом в конкретной области. Русский же проект предполагается как общий сервис, не привязанный к магазину или видеопрокату. Авторы проекта говорят, что знают способы зарабатывания на сервисе. Но пока вопрос окупаемости не является главным.

Это и интересно.

Независимая рекомендательная система не находится на дотации у какого-нибудь торговца культурным контентом, то есть не обязана выполнять рекламные функции. Что же касается вышеупомянутых западных сервисов, "они не могут стоять в беспристрастной экспертной позиции, и вместо объективных рекомендаций аккуратно конвоируют людей к прилавку", - полагают разработчики "Рекомендаты" и ИМХОклуба. Сейчас они не связаны ни с одним из продавцов культурных товаров и услуг, поэтому конфликт между качеством рекомендаций и интересами продаж здесь возникать не должен. Абоненты ИМХОклуба заинтересованы в добросовестной оценке произведений, поскольку они сами являются потребителями того информационного продукта, который создается с их участием.

Ну, это в теории. А что же с деньгами все-таки? Технология ведь достаточно наукоемкая. Работа в проекте "Рекомендата" велась в течение года командой из 30 человек. В проект инвестировано порядка 2.000.000 долларов - потраченных, по словам авторов проекта, "на исследования в области коллаборативной фильтрации, а также на создание программного обеспечения, способного выдержать ожидаемые нагрузки – 2.000.000 постоянных пользователей". При такой базе, конечно же, будут серьезные расходы и на поддержку.

Кажется, Александр Долгин пока выступает в роли экспериментатора, эдакого "мецената 2.0". Но было бы странно думать, что это всего лишь причуды миллионера. "Прагматик культуры", конечно же, видит здесь бизнес:

"Сейчас в Интернете существуют две основные схемы коммерческого распространения продуктов культуры, - рассказывает он. Это либо прямая продажа (зашел на сайт, купил кино), либо через рекламу (дорогой и агрессивный посредник). Мы предлагаем третью модель: копирайт все равно умрет, информация должна быть свободной - а бизнес нужно делать на сервисе ненавязчивой культурной навигации в этом океане".

В будущем ИМНОКлуб собирается попробовать ряд коммерческих моделей, основываясь на этой идее. В частности, платные рекомендации. И обратно: наиболее активные рекомендаторы смогут получать деньги от сервиса.

Кроме того, сервис обещает выстроить обратную связь между потребителем и производителем. В процессе накопления пользовательских вкусов станет ясно, какие книги не нашли спроса, а какие - наоборот, изданы слишком маленьким тиражом. На презентации представители книжного бизнеса очень ухватились за возможность получать такие данные, и сразу стали выспрашивать, на каких условиях это возможно.

"Кому-то по дружбе отдадим, а кому-то будем продавать", - ответил Долгин, давая понять, что плотное сотрудничество с издателями - все-таки не основная идея его проекта.

Сошки без мусора

Допустим, "культурному прагматику" действительно удастся выстроить этот экологичный бизнес, где потребителя не насилуют массовой рекламой, а связывают только с нужным производителем, причем именно тогда, когда потребитель сам того захотел. Остаются, однако, вопросы взлома системы внешними силами. Причем наиболее опасен не технический взлом, а социальный: те же "засланные казачки" со скрытой рекламой, которые так процветают сейчас на блоговых и форумных площадках.

Конечно, сломать можно все. Как математик по образованию и хакер по натуре, я вижу слабые места этой системы. Однако из гуманистических побуждений не буду вдаваться в детали. А общие соображения пока в пользу Долгина. Для взлома такого сервиса требуется слишком умная атака, распределенная и в пространстве (много участников), и во времени (накопление профилей), и самое главное - в оценках (накрутка одной-двух книжек ничего не даст, если человек все равно не попадет ни в чью вкусовую группу).

Здесь, кстати, вспоминается "интеллектуальная оптимизация Андрияшкина", которая должна прийти на смену тупой битве за один линейный рейтинг поисковых результатов. Правда, Дима в своей статье забыл написать, что у среднего российского оптимизатора просто не хватит мозгов на такой прорыв - работать не с отдельным словом, а с большим семантическим ядром и несколькими поисковыми потребностями сразу.

В случае ИМХОклуб еще хитрей: тут нужна очень мотивированная и умная социальная сеть в качестве "врага". А таких сил в Рунете пока что нету. Лживый маркетинговый вирус "социальных сетей", конечно, все еще гремит - но при детальном разборе выясняется, что речь идет о тупеньких блоговых площадках, где у пользователя нет ничего, кроме маленького собственного узла для безадресных криков в пустоту. За эту "уникальную возможность" у человека отбирают и его контент, и его персональные данные.

Мотивация участников социальной сети ИМХОклуба будет посильней блоговой сошки или еще какого абстрактного "сервиса общения". Система экспертизы и рекомендаций дает не просто "забор для написания слов", а некий информационный продукт. Именно этому тренду пророчили успех на круглом столе eTarget, на примере last.fm (это как раз сервис рекомендаций по музыке).

Причем продукт в таких сервисах - не только книжка или песня по вкусу, но и те самые "карассы" из единомышленников с общим культурным уровнем и опытом. Именно так формируются сильные сообщества с непростым порогом вхождения и хорошей защитой от "инородных тел".

Открытые коды или старые клоуны?

Концентрация сервиса в одних руках все равно остается "слабым звеном". В то же время в Рунете есть куча хороших тематических сообществ. Поэтому следующим революционным шагом могло бы стать превращение "Рекомендаты" в open-source-проект, с возможностью локализации сервиса для уже существующих социальных площадок. Так что я спросил в лоб, пойдет ли на такой смелый шаг меценат Долгин, издающий книги об открытых лицензиях.

Нет, пока не пойдет. По его словам, в данном случае именно масштабность единой системы позволяет и оценок много накопить, и цену сервиса снизить. Однако сотрудничество с различными площадками и сообществами планируется - через разные формы экспорта-импорта, через OpenID и т.д.

И пожалуй, если поглядеть на нынешнее состояние Рунета, то придется согласиться. Вопрос о локализациях и открытых кодах - действительно преждевременный.

Смотрите: российские пользователи стали активно осваивать "Живой журнал" где-то в в 2000 году - и "Рамблеру" понадобилось еще целых 5 лет, чтобы завести у себя нечто подобное. Не меньше времени понадобилось "Мейлу", чтобы клонировать яхушные "Вопросы и ответы". А как долго великие ученые из "Яндекса" не могли оторваться от составления своих бесконечных китайских свитков! "Результат поиска: страниц — 2 689 405". Ну оторвались наконец, и что? Клонировали на днях Flickr до состояния студенческого хомяка. За компанию можно упомянуть и РБК, со своим клоном "Мамбы", которая сама не сильно оригинальна.

И это - достижения лидеров, нанимающих лучших специалистов. До собственных и разнообразных сервисов коллаборативной фильтрации далеко даже им. А проектам поменьше - тем более. Технология, как уже сказано, наукоемкая. А серьезная наука в Рунете еще не ночевала.
 
Текст - Леха Андреев взять
3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank