Актуальность брендинга в Интернете
В
России интернет-маркетинг в первую очередь выполняет функции брендинга,
а Интернет является каналом поддержания, усиления и даже создания
брендов.
Рассмотрим в качестве примера ситуацию с маркетингом корпоративных сайтов. Обычно понимание того, что с сайтом «что-то не так», он «не работает», приводит бизнесменов к специалистам интернет-маркетинга. Работая с клиентами, мы замечаем, как уходят времена, когда собственная страница создавалась в качестве модного аксессуара. И крупные, и средние организации ставят перед сайтами конкретные цели, требуют от них эффективности. При этом у каждой компании существует свое, пусть размытое, представление о ключевых показателях эффективности (КПЭ) веб-сайта. Примем во внимание самые популярные КПЭ и сделаем выводы:
- сайт должен быть известен («раскручен»);
- нужно вывести его на первые строки выдачи в поисковых системах;
- он должен производить благоприятное впечатление и формировать / поддерживать имидж компании;
- его задача — продвигать товары и услуги.
Обратите внимание: показатели эффективности отражают скорее рекламное назначение сайта, чем коммерческое. Более «приземленные» цели были бы такими:
- с сайта нужно продавать энное количество товара в квартал на определенную сумму;
- не менее 40% трафика должно конвертироваться в продажи;
- количество подписчиков на новости или число аккаунтов должно возрасти в два раза.
Однако основная часть российских компаний пока не готова использовать Интернет в качестве прилавка или «торгового агента». В нашей стране он все еще приравнивается к яркой витрине, рекламному ролику или красивой обертке. По этой причине корпоративные сайты выполняют не столько непосредственно коммерческие, сколько представительские функции. Они не продают, а убеждают, агитируют и даже стараются вызвать сильные эмоции.
Дело не только в том, что у нас не распространена интернет-торговля. Коммерческие показатели эффективности могут быть не только у интернет-магазина, но и у социальной сети, контентного проекта и даже блога. Любой трафик можно перевести в денежное исчисление и конвертировать в прибыль. Мы находимся на том этапе развития интернет-маркетинга, когда имидж (раскрутка, известность, бренд) считается наиболее важным моментом, в том числе и для сетевого бизнеса.
Эти слова — не критика бизнеса. Интернет — до сих пор настолько новая и непривычная среда, что любая деятельность в ней должна начинаться с формирования имиджа. Нельзя рассчитывать на успешные продажи даже зубочисток, если с самого начала не подготовлена почва для доверительных отношений. Интернет-брендинг — уже не единичные случаи, а серьезная тенденция и одновременно потребность. Я убедился в этом на практике, когда мне довелось работать над продвижением в Сети трех старейших «сладких» брендов: «РотФронт», «Бабаевский» и «Красный Октябрь».
Продвижение бренда
Путей продвижения бренда в Сети очень много. Если у бренд-менеджера нет четкой концепции по продвижению, то у него только два варианта: либо выбирать инструменты наугад в соответствии с модными тенденциями интернет-маркетинга, либо пытаться охватить максимум направлений разом. Оба они ошибочны, поэтому вместо последовательной работы получаются хаотичные точечные удары наугад.
К сожалению, последние несколько лет мы наблюдали именно такое поведение. Интернет завораживает своими возможностями, каждый год появляются новые актуальные сервисы: сегодня популярны блоги, завтра все внезапно начинают думать о запуске потрясающего вирусного видео, послезавтра на пике моды социальные сети. Прежде в брендинге бал правили вкусовщина и тренды, ведущие к излишним затратам. Но в последнее время я вижу падение интереса к неумелым экспериментам.
В качестве возможной концепции некоторые эксперты предлагают сначала определиться с задачами: запуск бренда, продвижение или поддержка. После этого производится выбор инструментов. Например, для поддержки бренда рекомендуется следующее:
- размещение рекламных баннеров;
- распространение нерекламных статей в тематических СМИ;
- работа на форумах и в социальных СМИ;
- запуск блога.
Для продвижения, помимо перечисленного выше, используют:
- создание промосайта;
- вирусные технологии;
- флеш-игры;
- конкурсы на тематических ресурсах.
Я предлагаю альтернативный подход, более консервативный и одновременно менее традиционный. Такой подход особенно актуален во время кризиса (он то ли не закончился, то ли еще грядет), когда компании не рискуют экспериментировать и сокращают издержки. Рекомендуется начинать не с выбора инструментов, а с понимания того, какие требования к бренду существуют в Сети. Необходимо осознать, чем бренд в Интернете независимо от своего происхождения отличается от бренда в материальном мире.
Далее следует принять, что основой интернет-маркетинга становятся не «вторичные» сервисы и возможности наподобие флеш-технологий, вирусной рекламы или социальных СМИ. Базой является корпоративный сайт компании или официальный сайт продукта. Именно они главные трансляторы ценностей и содержания бренда, и к ним в первую очередь обращено внимание целевой аудитории (ЦА).
Третий существенный момент — важность поискового продвижения (SEO). Поисковые службы играют роль магистральной дороги к бренду в Сети. Традиционно SEO не считается инструментом брендинга, но, по моему мнению, это является ошибкой. Бренд-менеджеры излишне увлекаются эмоциональной составляющей, чересчур сильно напирают на вымышленные яркие образы и тому подобный «шоу-бизнес», требующий значительных затрат. SEO предлагает менее очевидные способы продвижения, зато с долгосрочным эффектом и при большем соответствии ожиданиям пользователей Интернета.
Требования к бренду в Интернете
Формулировка «продвижение средствами интернет-маркетинга» может ввести в заблуждение и направить действия маркетологов в неверную сторону. Она как бы подразумевает, что инструменты, которыми располагает Сеть, — всего лишь средства наряду с офлайновыми.
Интернет, будучи специфической средой, диктует брендингу свои жесткие условия. Нельзя продвигать бренд в различных видах информационного пространства, используя одни и те же методы. Не случайно в интернет-маркетинге принято говорить о е-брендах, рожденных в Сети, таких как Amazon или eBay. Однако обычный бренд тоже должен получить «электронную версию». Далее рассмотрим необходимые свойства е-бренда (помимо индивидуальных, присвоенных ему бренд-менеджерами).
Адекватность ожиданиям. Каждый бренд должен быть адекватен ожиданиям своей целевой аудитории, это очевидно, но не будем забывать об уникальности интернет-среды. Офлайновый бренд обычно первым «проявляет инициативу» (в форме рекламы, PR, промоакций, дизайна упаковки и мерчандайзинга в торговых точках). В онлайн-среде инициатива часто исходит от потребителя и имеет форму поискового запроса, т.к. пользователи Интернета обычно ищут информацию о товарах и услугах с помощью поисковых служб. Наличие бренда в результатах поиска, а также страница, которая открывается в браузере пользователя при клике на ссылку должны соответствовать ожиданиям.
Гибкость. Пользователи Интернета легко переходят от одних форматов к другим: от электронной почты к новостным сайтам, от любимой социальной сети к форумам, от интернет-роликов к интернет-радио. Всемирная сеть превратилась в настоящий информационный, коммуникативный и медиакомбайн, который для многих заменил традиционные несетевые форматы.
Для длительного и успешного существования в Сети бренд должен использовать все возможные инструменты продвижения. Нельзя заниматься поддержкой и развитием бренда с помощью чего-то одного: баннерной рекламы, PR, красочных промосайтов, новомодной вирусной рекламы и т.д. Разовые точечные акции имеют слабый и непродолжительный эффект. Бренд необходимо укреплять везде, где есть его ЦА, а в онлайновой среде это не так дорого, как может показаться. Для продвижения бренда в Сети требуются скорее интеллектуальные усилия и временные, а не финансовые затраты.
Особенности интернет-среды заставляют нас сделать такой вывод: даже если компания является счастливым обладателем бренда с историей, традициями и поклонниками, появление «параллельного мира» под названием «Онлайн» снова ставит на повестку дня вопрос о брендинге. Благодаря информационным возможностям Сети люди стали критичнее: они требуют новых доказательств успешности брендов, соответствующих правилам Интернета.
SEO, оптимизация сайта и брендинг
В интернете существует большое количество инструментов создания и продвижения брендов. Однако SEO и оптимизация сайта в этой связи обычно упускаются. И напрасно.
| |
|
|

|
Первый вариант расположен на втором месте выдачи, второй — на пятом, однако их воздействие на пользователя различно: второй вариант выглядит предпочтительнее. Он в точности соответствует запросу, а в заголовке выведены разные ключевые слова, одинаково привлекательные для ЦА. Хорошо, если бы здесь присутствовало и название компании / бренда. В любом случае по сравнению с этим одинокое слово «Австралия» кажется неконкретным.
Информация под заголовком у второго сниппета также более подробная и понятная, не говоря уже о том, что она удачно сверстана. Наконец, второй сниппет идет в сопровождении фавикона (favicon) — небольшой иконки. Он придает ссылке большую индивидуальность и заметность. Ценности интернет-бренда, которые транслирует качественный сниппет: информативность, скорость восприятия, удобство.
Перейдем к сайту. Еще раз следует подчеркнуть: для продвижения бренда не обязательно создавать специальные, наполненные флеш-анимацией, играми, конкурсами и т.д. проекты. И в лучшие времена, и особенно в годы кризиса обычный корпоративный сайт прекрасно справляется с задачами брендинга при меньших расходах. Следует учитывать следующие нюансы.
Название сайта. В идеале слово должно быть коротким, запоминающимся и связанным либо с названием марки, либо со сферой деятельности. В англоязычном Интернете сайтам часто дают очень длинные наименования (это объясняется нехваткой свободных слов). В России рекомендуется сокращать даже длинные названия брендов, т.к. не все пользователи способны правильно их набрать на латинице. Например, некоторые из наших клиентов последовали этому правилу: «АльфаСтрахование» (alfastrah.ru), «Бабаевский» (babaev.ru), Ralf Ringer (ralf.ru), «Союзспецодежда» (specodegda.ru). Также интересны такие «говорящие» названия, как mokrote.net (марка АЦЦ).
Однако чаще компании предпочитают концентрировать все на одном ресурсе, т.к. это более экономичный и более удобный (особенно для интернет-магазинов) формат. Например, магазин снаряжения для подводного плавания Diskus (diskus.ru) обеспечивает сразу четыре вида информационной поддержки клиентов: новости, статьи о подводном плавании, инструкции по применению оборудования в формате pdf для скачивания и сервис «вопрос — ответ». На сайте «АльфаСтрахования» присутствуют словарь терминов, вопросы и ответы и анализ типовых страховых случаев.
Наличие фотографий контактирующих лиц обогащает общение, делает его более доверительным. Снова приведу в пример сайт компании Diskus, располагающей несколькими магазинами в Москве и других городах. Возле адреса каждого магазина можно найти ссылку «Наша команда» и ознакомится с его сотрудниками. Это было сделано не случайно. Подводное плавание — увлекательное хобби, которое способствует формированию постоянного круга общения, ситуаций обмена опытом, советами и «байками». Сотрудники магазина — такие же подводники-любители. Личное знакомство с ними окажется полезным для каждого покупателя.
Дизайн. Важность дизайна для брендинга очевидна, хотя интерпретируется понятие «дизайн» зачастую совершенно неправильно. Большой объем денежных и временных ресурсов тратится на создание оригинального, эффектного оформления, в то время как более важным компонентам сайта, в том числе удобству пользования (юзабилити), уделяется мало внимания, что с точки зрения интернет-брендинга неправильно.
Акцент на поисковой оптимизации и развитии корпоративного сайта не следует понимать в том ключе, что остальные инструменты, в том числе самые новые и технологически сложные, не имеют права на существование. Моя практика свидетельствует об обратном, не случайно в начале статьи было сказано о гибкости. Для упомянутой уже компании Diskus нашим агентством привлекались такие востребованные инструменты, как работа на тематических форумах (например, на tetis.ru), организация специальных мероприятий, например VIP-туров, медийная реклама на профильных сайтах, организация рассылки и конкурсов для клиентов.
Цель данной статьи — подчеркнуть важность базовых
элементов интернет-маркетинга, без профессиональной настройки которых
все остальные усилия останутся без фундамента и не будут иметь
долговременный эффект. Консервативный подход вдвойне оправдывает себя: и
с точки зрения экономии бюджетов, и в контексте ориентированности на
«вечные ценности» Интернета. seonews_ru Артем Овечкин, директор по развитию агентства Matik