Шестой Санкт-Петербургский Интернет-форум бодро начался с сообщения о
том, что губернатор города Валентина Матвиенко, собиравшаяся открыть
мероприятие, предпочла этому обсуждение городского бюджета. Конечно,
бюджет - не менее важное дело, но для посетителей форума так и осталось
тайной, почему необходимость его обсуждать возникла столь внезапно, если
обычно это плановое мероприятие.
День первый
Дальнейшие события также таили в себе массу сюрпризов. Например,
оказалось загадкой, что в названии секции "Как создать социальную сеть
для своего бизнеса" делали последние три слова: речь в ней пошла о
соцсетях вообще.
Не отставал и ведущий секции Дмитрий Кравчук (stihi.ru) со своим
докладом "Создание нишевых социальных сетей: идея, технологии и
продвижение", содержание которого было применимо практически к любой
соцсети, заставляя недоумевать по поводу слова "нишевые".
Зато о нишевой специфике заговорил Олег Бунин из "Онтико", и вот на
его словах об особенностях соцсети для горнолыжников стало по-настоящему
интересно - но, к сожалению, основной темой его доклада были высокие
нагрузки, а не функционал, так что тема так и осталась нераскрытой.
Затем на посвященной web-разработке секции произошел мини-скандал.
Доклад Максима Чекмарева ("Айлав") о том, как его мама боится компьютера
и при этом любит айпэд (точнее, "Мобильные приложения, интегрированные с
web") выслушали с интересом, но затем начали задавать вопросы, и на
один из них, связанный с методами GET и POST, он прямо ответил "да я сам
не понимаю разницы между ними, нам сказали, так быстрее будет, мы и
сделали, а еще сейчас перед докладом в Википедии почитал".
В зале было много людей с ноутбуками, и уже через минуту лента Твиттера по хэштегу #spbrif
была полна записей о "мобильном разработчике, не знающем основ". Еще
через минуту их ретвитили люди, лично не присутствовавшие на
конференции. А затем сам Максим, закончив отвечать на вопросы, сел,
оценил в произведенный в интернете эффект и написал свой твит: "я
покормил троллей на #spbrif, а ты? ^_^"
Надо сказать, что хэштег #spbrif вообще был крайне оживленным (чему
способствовал Интернет, работавший куда лучше, чем обычно бывает на
московских РИФах): помимо обсуждения докладов, по этому тегу искали и
предлагали работу, спрашивали, у кого есть зарядник для телефона, и
много писали о красивой люстре из четвертого зала. Как именно
присутствовавшим удавалось совмещать активную твиттер-деятельность с
прослушиванием докладов - тема, явно достойная собственного доклада.

На фото: Сергей Плуготаренко в зале с красивой люстрой рассказывает об аудитории Рунета
Любопытный подход к названиям проявил себя и в конце дня, когда
Дмитрий Главацкий ("МаркетГид"), открывая секцию "Особенности
национальной нестандартной рекламы", честно признался, что не понимает, к
чему тут вообще слово "национальной". Последовавшие доклады лишь
подкрепили его слова: о российской специфике рынка ничего не говорилось.
Вместо этого зрителям гордо и с многочисленными наглядными примерами
демонстрировались последние достижения человечества - боты-"инфы"
"Наносемантики", способные отвечать на вопросы о товаре вместо живого
консультанта, и ролики "Павильона", в которых пользователь может
выбирать развитие сюжета. Напомним, о "инфах" мы писали
два года назад (и к прохождению теста Тьюринга человечество с тех пор
особо не приблизилось), а использующая принцип "интерактивного видео"
игра Dragon's Lair вышла в 1983 году.

На фото: Петр Диденко с помощью графика показывает, насколько плохо обстоят дела с российским бизнесом
День второй
На следующий день скучнее не стало. Политическая секция "Роль
Интернета в предвыборный год и перспективы изменения политического
ландшафта блогосферы", находившаяся под чутким руководством Марии
Дроковой (медиа-агентство "Легенда"), вместо серии докладов проходила в
форме дебатов, по накалу страстей оставлявших позади "Дом-2". Докладчики
и зрители задавали друг другу острые вопросы ("А вы что сделали для
страны в блогах?"), обвиняли друг друга во лжи, троллинге и провокациях,
в очередной раз перемывали все косточки Навальному ("У него в
студенческие годы прозвищем было чуть ли не "Фашист") и, пожалуй, разве
что не кидались банановой кожурой. Закончилось все признанием, что блог
Медведева никак не влияет на его популярность, да и вообще значимость
Интернета для политики обычно переоценивают, так что осталось не вполне
понятным, достойна ли эта тема в принципе разговора.
Секция "Будущее СМИ" приготовила зрителям много открытий чудных.
Оказывается, "если СМИ заводят аккаунт в соцсети, то ее пользователи
смогут видеть заголовки в своей ленте новостей" (обнаруженным поделилась
Екатерина Староверова из "РИА Новости"), а "в корпоративном блоге
компании важны индивидуальность и неформальность" (блоггер fima-psuchopadt).
Можно было бы понять, если бы это все проговаривалось вскользь как
ликбез для случайно зашедших людей, позволяющий перейти к чему-то
интереснее - но нет, эти вещи, которые уже несколько лет как написаны на
каждом заборе, подавались как значимая информация, которую будет
интересно узнать всем профессионалам рынка. Судя по тому, как послушно
некоторые присутствующие переписывали в свои твиттер-аккаунты фразы
вроде "Отрицательные отзывы в корпоративном блоге - удача и возможность
узнать, что вы делаете не так", для них это все действительно
становилось откровением, но хочется верить, что общее настроение публики
лучше выражал другой твит: "Всё, раскрыт секрет хорошего доклада. Если выступающий извиняется за очевидности -- значит, говорит по делу".
В то время как у многих секций в названиях были лишние слова, в
заголовке "Social Media: сегодня и завтра", наоборот, одного не хватало:
"Social Media Marketing" выражало бы суть куда точнее. Ведущие
маркетологи Рунета наперебой рассказывали о том, как сделали конфеты
M&M's пользователями-миллионниками в "Одноклассниках", и как
продвигают с помощью соцмедиа стартапы.
К сожалению, хотя доклад Натальи Шашковой из Grape назывался "Кейсы с
пристрастием", настоящего пристрастия не получилось: вопрос "почему у
вас в группе лосьона Clearasil столько пользователей, которым нет дела
до лосьона" (или, чуть перефразируя, "признайтесь, что накрутили
счетчик"), не вылился в по-настоящему острую дискуссию, и людей сильнее
интересовало, почему абстрактный "пользователь соцсети" в ее презентации был представлен в виде разгневанного человека из FFFUUU-комиксов.
Также оживление в зале вызвала Людмила Булавкина из "Одноклассников" -
но не успехами соцсети, а неудачной попыткой выпросить аплодисменты для
нее. На последовавшие за этим насмешливые твиты ответил пресс-секретарь
"ВКонтакте" Влад Цыплухин, написав
"Посмотрел отзывы #spbrif. Хватит троллить Одноклассники. Уважение за
смелость приехать и выступать в город, который принадлежит ВКонтакте", -
и дальше все стали обсуждать уже его нескромное заявление.

На фото: Александр Смирнов показывает схему распространения
информации о червяке, обнаруженном губернатором Дмитрием Зелениным в
кремлевском салате
Итого
Нельзя сказать, что единственным достоинством форума были лулзы -
часть докладов выгодно выделялась на общем фоне (например, "Управление
репутацией в соцмедиа" Александра Смирнова из "Ашманова и партнеров" или
"Как заработать на SaaS" Петра Диденко из "СКБ-Контура"). Однако их
было не так много, чтобы ради них отрываться на два дня от всех
остальных дел (особенно учитывая, что презентации уже выложены на сайте, а тот же Диденко еще до выступления часть тезисов озвучил в своем блоге).
И тут невольно задаешься вопросом, зачем же именно две с половиной
тысячи людей провели два дня своей жизни в залах гостиницы
"Прибалтийская". С московским "РИФ+КИБ" понятнее: пансионат, природа,
возможность видеть знакомых профессионалов и обсуждать все вопросы,
культурная программа. Здесь же вместо долгих вечерних разговоров
короткие кофе-брейки, культурная программа отсутствует (не считая
ежедневного розыгрыша призов на стенде hh.ru), а что до природы - в двух
шагах от гостиницы открывается вид на Финский залив, но дотуда,
кажется, так никто и не дошел.
|