В интервью Rumpus
анонимная сотрудница Facebook рассказывает о том, как алгоритм
социальной сети собирает и применяет информацию о пользователе. Сам
Facebook, казалось бы, не скрывает и не отрицает того, что алгоритмы
функционирования сервиса подразумевают сбор и обработку поведенческих
данных. Но детали, тем не менее, впечатляют многих:
- если даже вы удаляете из своего профиля какие-то данные (фото, посты,
"поделения" ссылками) - Facebook все равно сохраняет у себя эту
информацию. Та же судьба ждет то, чего вы удалить не можете - информацию
о заходах на Facebook, кликах ссылок в ленте, лайках, отметках на фото и
т.д. История просмотров чужих профилей, фото, история поиска - всё
сохраняется. Навсегда.
- личные сообщения тоже не удаляются, а отправляются на вечное хранение.
Фейсбукерам достаточно сделать запрос к базе данных, чтобы их почитать.
- Это помогает персонализировать то, что Facebook вам показывает - будь
то "френдлента" или результаты поиска. Уже по первой букве, введенной в
поисковую форму, Facebook догадывается, кого из пользователей вы скорее
всего хотите найти
- Всего у Facebook 200-220 млн. активных пользователей (залогинились и
сделали что-то хотя бы раз за 30 дней) и больше 300 млн. аккаунтов
- Facebook не собирается менять свою политику хранения информации. Разве
что - хранить меньше фоток. Facebook превратился в самый крупный
фотохостинг в мире. Когда вы загружаете фото, сервис делает из него
шесть - разные форматы для показа в новостной ленте, в альбомах, на
аватаре и т.д.
- не так давно у команды Facebook был master-password, пароль, с помощью
которого можно залогиниться в любой аккаунт на Facebook. Пароль был
очень сложный и безопасный, использовать его могли только в офисе и
только особо доверенные сотрудники Facebook. Сейчас, по словам
собеседницы Rumpus, такого пароля уже нет. Как минимум двое сотрудников
социальной сети были уволены за злоупотребление этим паролем. Да и сама
собеседница им злоупотребляла в личных интересах: просматривала закрытые
профили. Но ничего там не
меняла!
- Мастер-пароль они отключили, но взамен дали сотрудникам другой
инструмент. Теперь если сотрудник заходит в профайл обычного
пользователя из внутренней сети Facebook, у него появляется кнопка
"залогиниться в аккаунт этого пользователя". Чтобы нажать эту кнопку,
сотрудник должен написать объяснение того, зачем ему нужно логиниться в
чужой профайл. За недостаточно убедительное объяснение светит
увольнение.
- для тестирования новых фич (и не только) в Facebook начинают применять
"психологический анализ". В первую очередь - eye-tracking, клики и
прочие поведенческие метрики
- иранская версия Facebook (перевод интерфейса на язык фарси) была
сделана за 36 часов. Руководство сервиса обнаружило, что иранские
граждане используют Facebook для организации митингов и других
мероприятий протеста, связанных с проходившей в стране избирательной
кампанией, и дало команду быстренько выйти на новый рынок. А это было не
слишком просто, потому что фарси (персидский язык), подобно арабскому,
подразумевает написание справа налево. Было оперативно нанято "двадцать с
чем-то" переводчиков и программистов,
и сайту сделали "зеркальное отражение" на фарси. Результатом стало
утроение количества регистраций в первый же день работы иранской версии.
- Facebook намерен и дальше идти на локальные рынки, в том числе не
самых развитых стран. И делать он это будет исключительно "для людей", а
не для себя. Самой компании рынки США, Европы, Канады, Австралии и
Мексики приносят 99,9% дохода, и так будет следующие 5-10 лет.
- самая странная ситуация, в которой девушке приходилось участвовать,
оказалась таки связана с необходимостью залогиниться в чужой аккаунт.
Какой-то загадочный тип отобрал 200 пользовательниц по имени Кэтлин и
отправил им длинный текст о семантическом родстве их имени со словом
poop (какашка). Еще более загадочный тип создавал фейковые аккаунты,
копируя информацию других пользователей (фото, биографию etc) и общался с
этих фейковых аккаунтов... с самим собой. То есть, со своим настоящим
профайлом. Слал сообщения,
писал на "стене"... Оба случая начали расследоваться потому, что
затрагивали друзей или родственников интервьюируемой.
- программисты в facebook тоже странные, хотя и очень умные. Один из
них, например, прямо сейчас переписывает весь Facebook с PHP на HPHP
(гипер-PHP). Редакция рассылки не рискует переводить пассаж про отличие
этого языка от PHP во избежание технических неточностей и просит
интересующихся обратиться к первоисточнику. Разговаривать о банальных
вещах типа баскетбола с этими людьми нельзя. Разве что о теории графов.