Главная Услуги Работы Персона Юзабилити анализы
IMG тел. +7(98I) 7608865
Торгово-поисковая система: проводник, а не продавец




ПОИСК по сайту


    Полный список статей
/ Торгово-поисковая система / Версия для печати / translit / абракадабра :-)


<-предыдущая следующая ->

 
  google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru smi2.ru twitter.com Яндекс закладки text20.ru RuSpace RuSpace toodoo

Торгово-поисковые системы (ТПС), такие как Яндекс.Маркет, Рамблер.Покупки и Прайс.ру, привлекают своими возможностями все больше интернет-магазинов. Если баннерная реклама - дорогое удовольствие, а контекстная - не позволяет показать товар лицом, то ТПС объединяет в себе гибкость контекста и силу наглядности. Однако в последнее время мы часто слышим укор в адрес самых популярных ТПС в неэффективности: они не приводят покупателей, а их услуги (клики на ссылку) стоят дорого.

Как это часто бывает, чем популярнее продукт или услуга, тем чаще встречается критика в их адрес со стороны недовольных пользователей. Поищите в интернете рейтинги банков, страховых или авиакомпаний, и вы обнаружите очевидную закономерность: самыми плохими условиями, самым ненавязчивым сервисом и самым непрофессиональным персоналом могут похвастаться наиболее крупные и надежные компании. Удивительно, как они до сих пор не разорились! Обычно этот парадокс объясняют следующим образом: «Слоны не умеют танцевать», или, если опустить метафоры, крупные компании становятся менее чуткими к потребностям клиента.

Неповоротливость крупных компаний - только одна сторона медали, зато самая популярная среди клиентов. Есть и другая сторона: чем сложнее и популярнее товар или услуга, тем чаще ими пользуются неподготовленные люди. Спросите себя, как часто вы изучаете все пункты договора в банке, все главы руководства к сложному прибору или все условия страховки.
Эффективность торгово-поисковой системы - функция не только самой ТПС, но также интернет-магазина, который пользуется ее сервисом. Если сайт магазина и его сотрудники не умеют продавать, если они не умеют пользоваться ТПС, то реклама себя не окупит.

У нашей «медали» есть и третья сторона, о которой задумываются очень немногие компании. ТПС бывает эффективной по-разному, в зависимости от той стадии, на которой находится потенциальный клиент в процессе принятия решения. Этот процесс часто называют маркетинговой воронкой, и о ней мы писали в одной из предыдущих статей.

По нашим наблюдениям, интернет-магазины слишком упрощенно понимают задачу торгово-поисковой системы. Им кажется, что каждый или каждый второй клик с Яндекс.Маркет или Рамблер.Покупки должен сопровождаться переходом в раздел «Корзина». Вот описание алгоритма, который, по мнению интернет-магазинов, должен работать без сбоев:

Потенциальный покупатель зашел на Яндекс.Маркет в поисках телевизора. Воспользовавшись каталогом, он заметил ссылку с описанием аппарата Samsung по привлекательной для него цене и кликнул на нее. Поскольку и цена, и телевизор его устраивают, дело за малым - оформить заказ, ведь предварительный этап поиска был пройден на Маркете или другой ТПС.

Магазины сильно разочаровываются в ТПС, получая большое количество «холостых» кликов, которые все равно придется оплачивать.

На самом деле, функция торгово-поисковых систем, как и функция любой рекламы, не столько продавать, сколько привлекать внимание на разных этапах маркетинговой воронки. Торгово-поисковые системы подталкивают клиента наконец перескочить с одного уровня воронки (например, поиск товара) на другой уровень (например, поиск продавца). Каждый раз, когда клиент «впустую» кликает на ссылку, он добавляет данный интернет-магазин в свой список рассмотрения. Этот список может обновляться на каждом этапе «воронки», а, значит, магазин получит несколько «холостых» кликов. Чем сложнее и дороже товар, чем выше конкуренция - тем больше будет таких кликов. Контекстная и торгово-поисковая реклама не виноваты, это естественный процесс принятия решения.

Приведем в пример магазин спортивных товаров в крупном торговом центре (молле), наподобие «Meга». В таких моллах всегда присутствуют несколько конкурирующих магазинов со спорттоварами. Теперь вообразите покупателя, который мучительно выбирает велосипед, заходя то в один магазин, то в другой, иногда возвращаясь снова и снова. То же самое мы наблюдаем в интернете, только в более острой форме, т. к. кликать на ссылки намного легче, чем чертить круги по огромному моллу.

Чтобы не возлагать избыточные надежды на ТПС, а затем не разочаровываться, следует уяснить: ни Яндекс.Маркет, ни какая-либо другая система не продают товары и не могут гарантировать продаж. Они, скорее, похожи на упомянутый мега-центр.

Так есть ли польза от ТПС, если она не гарантирует продаж, но все равно взимает деньги «за аренду»? Да, есть, потому что кто-то должен помогать клиенту переходить с одного круга «воронки» на другой. В упрощенном виде существуют следующие уровни маркетинговой воронки:

  • Осознание потребности (этап №1).
  • Поиск решения.
  • Поиск товара.
  • Поиск магазина.
  • Размещение заказа.

Торгово-поисковые системы - один из самых лучших способов ускорить процесс принятия решения, потому что только здесь потенциальный клиент может найти сразу:

  • список товаров (благодаря сервису «Гуру» Яндекс.Маркет также охватывает этап №2 ),
  • их описания,
  • цены и
  • перечень продавцов.

Напоследок перечислим некоторые варианты использования ТПС клиентами на разных этапах принятия решения:

  • Этап № 2. Поиск решения.
    Знакомство с ассортиментом, обращение к сервису «Гуру».
  • Этап № 3. Поиск товара.
    Более глубокое знакомство с ассортиментом, в том числе при помощи сортировки результатов. Чтение описаний товаров, а также отзывов покупателей. Особое внимание к ценам.
  • Этап №4. Поиск магазина.
    Сортировка по цене. Сортировка по рейтингу. Изучение отзывов покупателей.

На каждом этапе возможны неоднократные клики на ссылку интернет-магазина. Но самое любопытное здесь то, что этап №5 не обязательно начинается непосредственно из ТПС. Пройдя все этапы принятия решения, изучив все товарные предложения в пределах торгово-поисковой системы, клиент ... сохранит ссылки на наиболее интересные интернет-магазины в своем браузере, чтобы вернуться к ним через несколько дней.

На последнем этапе он зайдет в магазин не через сервисы Яндекс или Рамблер, а по сохраненной ссылке. А в этот момент продавцы хором заявляют, что торгово-поисковая система очередной раз доказала свою бесполезность.

Артем Овечкин, директор по развитию агентства интернет-маркетинга Matik
3
Создание эксклюзивных сайтов, юзибилити анализ и бесплатный анализ под запросы основных поисковых машин
Контактная информация :
тел. +7(98I) 7608865

Написать письмо на e-mail
icq 415547094  romverрейтинг на mail.ru сайта romverinbox.ru
© 1997 - 2024 romver.ru

Полная карта сайта Display Pagerank