Главная | Услуги | Работы | Персона | Юзабилити анализы |
|
| ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В конце 2006 года стартовало сразу несколько проектов, нацеленных на переворот в области поиска информации. В случае их успеха может радикально измениться лицо всего интернета. Интересно, что среди них есть и проекты российских компаний. «Допустим, у вас есть вопрос, на который я могу дать ответ: „1” или „2”; если я отвечаю, например, „2” – вы получаете один бит информации и что-то для себя понимаете»,– говорит Валерий Бардин, директор по развитию компании «Инфоскан». «Информации без субъекта и без вопроса не бывает. Если вы не задавали вопроса или это ответ не на ваш вопрос, это и не информация вовсе»,– считает Бардин. По его мнению, то, чем наполнен современный интернет, это не информация, это – мусор. Понятие «информация» неотделимо от понятия «смысл». Без него информация перестает быть таковой. «Если я дам вам ответ на китайском, а вы его не знаете, будет ли это для вас информацией?» – спрашивает Бардин. И сам отвечает: «Это будет тарабарщина». Такой, по его мнению, тарабарщиной и забит интернет. Разгрести его от мусора, превратив в адекватную «сигнальную систему», где запросу соответствует ответ, как раз и призваны новые инструменты, которые готовятся к реализации амбициозными компаниями по всему миру. Несмотря на то что научные разработки, на которые они ссылаются, ведутся почти два десятка лет, запуск большинства новых продуктов в сфере поиска нового поколения запланирован на осень 2007 года, а говорить о них стали лишь год назад. Тем не менее их авторы обещают не только «убить Google», но и продемонстрировать миру принципиально иную модель интернета.
Плеяда убийц По мнению Валерия Бардина, над интернетом сейчас нависла тень «оранжевой революции». Что имеется в виду? «Революция происходит тогда, когда на пути какого-то процесса ставят запруду»,– поясняет Валерий. Интернет растет бурно. Пользователей становится все больше, они порождают массивы данных, справляться с которыми при помощи старых инструментов все сложнее. А оранжевая – потому что те, кто провозглашает эту революцию, выглядят пока как маргиналы, разбрасываясь заявлениями вроде «удавим Google». По мнению пропагандистов новых подходов, проблема уже не в повышении эффективности прежних методов поиска, а в том, что они перестают быть в принципе адекватными среде. Мина замедленного действия современных технологий поиска – поиск по образцу. Такими образцами становятся слова, которые пользователь вводит в запросе. Этот подход отлично работает, если документов немного, но что делать, когда в результате поиска их выдается, скажем, несколько десятков тысяч? Что делать, если вас зовут Сергей Иванов, но поиск приносит вам лишь новости о министре обороны? И как на запрос о дне рождения Пушкина перестать получать информацию о ресторане «Пушкин» или событиях на площади Пушкина? Кажется, вполне правы те, кто призывает оперировать не документами, где встречаются набранные в запросе слова, а смыслом, заложенным в отобранных документах.
Тем не менее идея привлечения человека к «осмысленному поиску» не была забыта, хотя и претерпела удивительные изменения. В совершенно иной форме, но идентичную по сути идею «социального поиска» реализуют проекты, которые пользователи интернета привыкли называть «хранителями закладок». Самый известный из них – Del.icio.us, чье название читается слитно и в таком виде переводится с английского как «прелестный» или «вкусный». Формально с помощью Del.icio.us можно создавать подборки ссылок. Однако по мере развития у сервиса появилась интересная особенность. Система учитывает все ссылки, сохраненные всеми пользователями, становясь таким образом копилкой народной мудрости – подборкой источников, которые признаны лучшими в ответе на искомый вопрос. При большом массиве информации такой отбор становится весьма качественным, а поиск в системе – высокоэффективным. В России аналог Del.icio.us также имеется. Сервис BobrDobr запущен в начале января этого года. Проект работает в тестовом режиме, и пока в нем зарегистрировались чуть более 600 пользователей. Пушкин vs Лермонтов Сергей Москалев, руководитель проекта «Диалогус», всегда интересовался поиском информации. Он участвовал в создании поисковика Punto.ru, совместно с «Апортом» запускал электронную версию Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. «Меня всегда раздражало, что на вопрос „когда родился Пушкин?” поисковик может ответить все что угодно – от адреса одноименного ресторана до места установки памятника»,– говорит Сергей Московцев. Справиться с такой неопределенностью и должен проект «Диалогус». Поиск точных ответов – высшая цель этого поисковика. Хотя… что такое точный ответ? «Медийное поле отражает всю совокупность заблуждений,– говорит Валерий Бардин.– Поэтому если в прессе упоминались данные, что Пушкина убил Распутин, поисковик это покажет. Спорить не станем. Поиск истины не является нашей задачей». Основным делом «Диалогуса» на первом этапе видится подготовка рефератов, в которых содержится подборка тезисов по интересующему пользователя вопросу. «Что Булгаков говорил о смерти?», «что Толстой думал о любви?», «почему произошла катастрофа самолета в Иркутске?» – такого типа вопросы предпочитает «Диалогус». «Мы хотим, чтобы машина выдавала не огрызки, а осмысленные куски текста, сопоставляла и пыталась их понять,– говорит Сергей Московцев.– Когда мы получим такой результат, то смело сможем показывать его пользователю». Нет вопросов Однажды, еще в 1970-х годах, в Институте Курчатова заметили интересную особенность эксплуатации вычислительного центра. Туда приходили люди, приносили программы на перфокартах, заводили в машину данные, отлаживали. Однако большинство так и не доводили вычисления до конца. Они забирали свою колоду перфокарт и уходили переформулировать задачу. «Мы все время исходим из модели, что у человека есть готовый вопрос и он хочет получить на него точный ответ. Но такое как раз встречается очень редко,– говорит Бардин.– Чаще всего нас интересует какая-то определенная тема, и мы ее начинаем „копать”. Находим первую статью, получаем первичную информацию – и меняем формулировку запроса. Углубление в информацию чаще всего показывает, что вопрос надо ставить по-другому. Мы начинаем искать „очиститель воздуха” – и выясняем, что нам нужен не очиститель, а кондиционер. Или вообще пульмонолог. Порой в процессе поиска уточнение вопроса важнее, чем конкретный ответ»,– заключает Валерий. Такой принцип и предполагается реализовать в проекте «Инфоскана». «Система – не универсальный гуру, который знает ответы на все вопросы,– продолжает Бардин.– Она референт, который побуждает клиента напрячь собственный интеллект». Убийца убийц В компании «Яндекс» – лидере российского интернет-поиска – не верят в то, что какая бы то ни было молодая поисковая система способна достичь серьезных успехов на этом поприще в ближайшие годы. Однако, несмотря на критичное отношение к «модным концепциям», в стороне от них компания не остается. Автоматическое извлечение фактов – имен и фамилий, географических названий – и еще ряд сервисов, используемых в проектах «Яндекс. Новости» и «Яндекс. Маркет», вполне могут быть отнесены к шагам в этом направлении. Google – мишень (скорее, условная) всех поисковых стартапов – тоже ведет соответствующие работы. «В отличие от многих могу сказать: с Google мы не соревнуемся»,– говорит Валерий Бардин. Чего же тогда ждать от амбициозных стартапов? «Того, что поиск в интернете, а вместе с ним и вся Сеть, начнет здорово меняться. И в ближайшие пару лет интернет изменится так сильно, что, возможно, мы его даже не узнаем».
ЖУРНАЛ Совершенно секретно №3 (186), ЯНВАРЬ 2007 года
В поисках смысла Текст: Константин Бочарский, Владимир Устинов |
![]() |
||||||||||
Контактная информация : тел. +7(98I) 7608865 |
Написать письмо на e-mail |
|
||||||||