Том Дэвенпорт – глава отделения Информационных технологий и менеджмента в колледже Бэбсон, где он возглавляет также некоторые исследовательские центры
Оригинал блога (англ)
Web 2.0 питается святым духом
Вам доводилось сидеть в кафе Starbucks с открытым лэптопом Mac, попивая моккачино или латте в окружении подобных вам? Не задумывались ли вы, не слишком ли наша экономика перегрета? Как мы можем производить какие-то вещественные ценности, если мы только и делаем, что пишем записи в блогах и общаемся друг с другом в Facebook?
В 1999 году британский консультант Чарлз Лидбитер (бывший советник Тони Блэра – прим пер.) опубликовал книгу "Питаясь святым духом" (Living on Thin Air).
В этой книге излагалась одновременно соблазнительная и пугающая философия: что мы больше не должны производить ничего, кроме идей. И эта концепция возникла еще до появления Web 2.0 – платформы, где все могут обмениваться друг с другом своими идеями, мнениями, любимыми мелодиями и последними новостями о личной жизни.
Это было довольно весело, но я иногда задумывался, на пользу ли это экономической продуктивности.
Сейчас все это лихорадочное выстукивание по клавишам кажется похожим на состояние, после того как накануне выпьешь слишком много пунша на вечеринке. В беспощадном утреннем свете похмелья экономического кризиса, спрашиваешь себя, могут ли социальные СМИ выступать основой стабильной экономики. Найдется ли у людей время на все эти взаимоотношения с "френдами", когда им придется бороться за существование? Будет ли у нас время на игру "Вторая жизнь" (Second Life ), когда мы будем заняты поисками второй работы?
Я не утверждаю, что мы возвращаемся в эпоху "мрачного средневековья", и не хочу сказать, что в Web 2.0. нет вообще ничего ценного. У нас все еще будут "френды", и время от времени будет иметь смысл писать комментарии в их блогах. Социальные сети – важное явление, и они обогащают не только социальную жизнь, но и экономическую. Даже перегруженные работой сотрудники будут время от времени "генерировать пользовательский контент". Однако мне кажется, что существенная часть видов деятельности, бизнес-моделей и предпосылок, стоящих за концепцией социальных СМИ отличаются излишней легковесностью, которую легко будет поддерживать в атмосфере лопнувшего пузыря, в которой мы сейчас оказались.
Вместо того, чтобы искать новые способы потрындеть друг с другом, в новой более трезвой экономической среде мы будем иначе расставлять приоритеты. Какие новые товары и услуги обеспечат более здоровые образ жизни и улучшат взаимоотношения? Как компании могут повысить свою эффективность? Как подростки могут улучшить свои навыки в математике и естественных науках, а не просто научиться быстро набирать текст?
Поколение, которое пережило Великую депрессию, навсегда сохранило стремление к упорному труду, бережливость и умеренность в потребностях. Я, разумеется, к этому не призываю. Но было бы неплохо, если бы нынешний кризис привел к большему трудолюбию и усердию в экономическом климате. Чаты и социальные сети – важная вещь, но этого недостаточно. rb.ru/community/index.php?automodule=blog&showentry=594967